«Российский строительный комплекс» от 31 марта 2021: Технический заказчик или управляющий проектом? Первый честный обзор отечественной практики сопровождения строительных проектов

«Российский строительный комплекс» от 31 марта 2021: Технический заказчик или управляющий проектом? Первый честный обзор отечественной практики сопровождения строительных проектов

31 Марта 2021
Российская практика строительства, несмотря на весь объем регулирования, позволяет инвестору строительного проекта широко трактовать функциональные обязанности, права и ответственность технического заказчика. Диапазон услуг может варьироваться от условно «документационного обеспечения процесса» до «управляющего и ответственного за все и вся». Так кто же такой технический заказчик в процессе реализации инвестиционно-строительного проекта и есть ли в его функциях место управленческой деятельности? Алексей Никитин, Председатель совета директоров ГК SMART ENGINEERS, разъяснил проблему с позиции управленцев-практиков в интервью федеральному отраслевому изданию «Российский строительный комплекс».

Полет мысли инвестора и претендента на роль то ли «технического заказчика», то ли «управляющего строительством», обличенный в красивые юридические формулировки, обычно умещается в короткий отрезок времени под названием «брачные танцы», после чего стороны расходятся в ожидании «строительного чуда» ровно до тех пор, пока не возникнет проблема. И вот тогда стороны начинают лихорадочно доказывать друг другу, кто и что имел ввиду под формулировками технического задания. Все это, конечно, происходит не от хорошей жизни, а скорее, от деформированного состояния российской строительной отрасли, где генподрядчики, подрядные и инженерные организации хотят заполучить свой «кусочек счастья», не думая о последствиях и не сильно вникая в договор, а сам инвестор – сшить семь шапок по цене одной.

Как же понимают «что есть управление строительством» сами инвесторы? На рынке превалирует мнение, что управлять стройкой должны вообще строительные организации (они ведь и строят), а инвестор должен лишь своевременно финансировать. Таким образом, значительная содержательная роль, которую должен играть инвестор, оказывается вакантной до самого конца, причем этот управленческий вакуум в строительстве приводит ко всем известным хроническим проблемам – сорванным срокам, бюджетам и низкому качеству выполненных работ.

Приведем пример из практики. Инвестор – крупный заказчик, не специализирующийся на строительстве, – решил расширить свое производство. Арендовал площади, запустил процесс выбора исполнителей, «как и полагается» с самого крупного контракта – с генподрядчиком. Выбрав самого, на наш взгляд, неочевидного исполнителя, инвестор перешел к розыгрышу тендера на технического заказчика и проектную организацию. И здесь в дело вступает уже выбранный генподрядчик и ответственно заявляет, что готов под ключ выполнить все работы. Заказчик не находит себе место от радости: одно окно – «колоссальная» экономия на контрагентах (оптом же дешевле). Все жмут друг другу руки и расходятся. Никто не задумывается о конфликте интересов и не учитывает неблагонадежность подрядчика. Спустя пару месяцев инвестор приглашает нас на проект выполнить функции строительного контроля. На входе был обнаружен пул проблем, который еще не был осознан заказчиком. На данный момент объект, который должен был быть сдан 03.2020 г., все еще в процессе строительства и текущий срок его сдачи отодвинут до 08.2021. То есть изначальный срок строительства был увеличен с 9 месяцев до 2-х лет. Огромные экономические и ресурсные потери, которые понес заказчик, объясняются очень просто – стройкой нужно управлять в интересах заказчика, а у исполнителя совсем другие интересы и зарабатывает он на иных позициях.

Тот же небольшой процент инвесторов, которые все-таки принимают решение о делегировании управления строительством специализированной организации, путают понятия «технический заказчик» и «управление строительством». Это хорошо видно при анализе технических заданий, которые прикладывают заказчики к конкурсной документации при отборе организаций на соответствующие функции.

В итоге неразбериха в понятиях приводит к конфликтным и порой абсурдным ситуациям, когда инвестор подразумевает полноценное управление ключевыми параметрами проекта (сроками, стоимостью и качеством), а детальный анализ технического задания для такого рода контракта показывает, что, по сути, роль исполнителя сводится только лишь к получению всех необходимых согласований и строительному контролю. Это приводит к демпингу на рынке и дискредитации роли технического заказчика. Получается такой вот порочный круг.

Приведем пример, где заказчик, уже имея на руках конкретный проблемный проект, обратился с просьбой помочь вывести стройку из «анабиоза», сделав входной аудит за символическую стоимость. Заказчику была предложена дорожная карта по выходу из ситуации. Ознакомившись с ней, специалисты заказчика попросили снизить ценник и дать полную разбивку по специалистам и задачам каждого, с указанием каждого действия и эффекта, к которому оно приведет. Получив данное изложение, заказчик решил поиграть в игру по исключению, как ему кажется, необязательных составляющих, не задумываясь, как это будет влиять на результат. Половина задач была исключена и переложена на специалистов заказчика, которые, по его мнению, смогут выполнять данный функционал. В таком случае невозможно гарантировать результат работы системы в целом и договор с технического заказчика переходит в категорию инженерного сопровождения, но, к сожалению, никто уже ничего не видел за иллюзией экономии. Объект, планируемый к завершению 05.2020 г., все еще находится в процессе строительства.

Именно поэтому все зависит от пожеланий заказчика и тонких «настроек» технического задания.
Скачать Техническое задание к услуге Технический заказчик:
Технический заказчик

А что говорит закон? Какие нормы закладывает государство? «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ определяет технического заказчика как лицо, которое  сопровождает процесс строительства на протяжении всего жизненного цикла строительного проекта и, если дословно понимать статью 1 п. 22, организует работы по выполнению изысканий, проектирования, строительства и вводу объекта в эксплуатацию, то есть обеспечивает беспрерывный процесс реализации проекта.

Есть еще один интересный документ – «Методика определения затрат на осуществление функций технического заказчика» (утверждена Приказом Минстроя России от 02.06.2020  № 297/ПР), где содержится более широкое определение задач и функций технического заказчика, чем в Градостроительном кодексе, практически в духе полноценного управления строительным проектом. В данном документе прекрасно все, а особенно Приложения №1 и №2, в которых указано, что функции технического заказчика (в количестве 34 позиций, включающих все работы, начиная от взаимодействия со всеми согласующими органами и заканчивая «иными функциями, необходимыми для достижения техническим заказчиком поставленных перед ним задач в соответствии с законодательством РФ») на объекте стоимостью 700 млн рублей должны выполняться штатом сотрудников в составе 2-х человек (и сотруднику специализированной организации стоит сильно порадоваться, если он не в их числе). Примечательно, что Методика не содержит привязки к срокам реализации строительного проекта в целом, к инженерной сложности, наличию или отсутствию производственной/технологической линии и прочим параметрам, которые хорошо осознает тот, кто когда-либо оценивал трудозатраты по управлению строительством и реализации данных услуг.

И хотя утвержденная Методика, согласно статье 8.3 ГрК РФ, применяется только для строительства, финансируемого с привлечением бюджетных средств, некоторые коммерческие заказчики любят экстраполировать данные документы на свои инвестиционно-строительные проекты, пытаясь таким образом влиять на стоимость услуги.

В завершение нашего обзора хотим обратить внимание на ГОСТ Р 57363-2016 «Управление проектом в строительстве. Деятельность управляющего проектом (технического заказчика)». Исходя из описания последовательности реализации инвестиционно-строительного проекта, функция технического заказчика является лишь составной частью данного процесса, а не несет в себе его организующей роли. 

Возникает логичный вопрос: «Так кто же та компания, которая осуществляет полный цикл управления проектом строительства, как урегулированы права и обязанности такой компании и какую юридическую ответственность такая компания несет перед заказчиком?»


Ведущие российские и международные компании

ФБУЗ федиральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзор
Корпорация развития Дальнего Востока
МОСЭНЕРГОСБЫТ
Правительство Москвы
CUSHMAN & WAKEFIED
Кералит
ОПИОН
Транснефть
ABB
МРСКЮГА
danfoss
Абрау-Дюрсо
MEKRAN
сб банк
BILFINGER
Авиапарк торговый центр
RAVEN RUSSIA
ВТБ
IKEA
СИБУР
СМУ 5
МЕГА у каждого своя
X5REALGROUP
Эльдорадо
hotel baltschug kempinski
ЛЭМ
онэксим группа
kino star
логотип партнера
adidas
Билайн
Газапром нефть
Alshaya
assmann
AVILON
ООО БАШКИРЭНЕРГО
РТ-ИНВЕСТ тРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ
МЧС России
Инвестиционный торговый банк
АШАН
КИМШ
SK Skolkovo