Согласно заявленным планам, озвученным региональными властями, а также представителями некоторых инвесторов, почти в каждом российском регионе будут реализованы проекты по развитию туристической инфраструктуры. При этом впервые в отечественной практике участие в данном развитии принимают и федеральные институты развития, органы региональной и муниципальной власти, инвесторы. Именно поэтому стоит ожидать комплексного подхода в виде помощи федерального центра в благоустройстве и комплексном развитии центров городов и потенциально привлекательных для туризма территорий, субсидирования и льготного кредитования проектов, подведения необходимых коммуникаций инфраструктуры к строящимся объектам со стороны органов региональной власти и строительства объектов гостиничной недвижимости со стороны инвестора. Так, согласно озвученным планам, только на субсидирование инженерной и транспортной инфраструктуры для развития туристических кластеров будет выделено более 24 млрд рублей.
Строительство отеля или гостиницы — всегда сложный инженерный проект, сочетающий в себе строительную, инженерную и технологическую части, которые не только взаимозависимы, но и оказывают критическое влияние на эксплуатационные характеристики объекта и, что не менее важно, на его окупаемость. Умение создавать, строить и эксплуатировать экономически окупаемые проекты — наиболее значимая компетенция для отечественных компаний и команд, которая будет определять эффективность работы не только конкретного объекта недвижимости, но и всей отрасли. Именно поэтому правильный подбор исполнителей — важнейшая задача инвесторов в гостиничную недвижимость.
Уход с российского рынка многих зарубежных компаний, специализирующихся на создании гостиничных объектов, а также операторов хоть и неприятен сам по себе, но точно не повлечет за собой остановки развития отрасли. Многие эксперты уверены, что эффект будет обратным и приведет к росту компетенций российских компаний в данной отрасли. Так, на российском рынке можно найти с десяток отечественных компаний, которые профессионально занимаются технологическим сопровождением строительства и последующим управлением объектов гостиничной недвижимости не хуже иностранных.
Если детально смотреть на отрасль, то многие отечественные проектные компании и дизайн-бюро десятилетия были интегрированы в работу по разработке проектов гостиничной недвижимости с ведущими операторами и прекрасно понимают технологию работы по брендбуку и оснащения объектов предметами интерьера. Специализированные компании, отвечающие за разработку разделов по технологии спа или ресторана, в России тоже есть и уже успели наработать необходимый опыт в работе с гостиничными операторами, а также в других более частных проектах. Что касается непосредственно технологии строительства, в этой сфере также не видим больших вопросов с наличием подрядчиков, имеющих опыт строительства аналогичных объектов. Кроме того, разработчики, которые занимаются отделкой помещений, также представлены российскими компаниями, реализующими проекты по fit out офисной или административной недвижимости. Что касается инженерных компетенций российских подрядчиков, безусловно, некоторый вакуум в закупке европейских систем, адаптированных именно для гостиничной недвижимости, есть, но альтернативные варианты комплектации уже проработаны и реализуются на объектах. Скорее, можно говорить о том, что европейские и американские компании, традиционно поставлявшие инженерную начинку для отрасли, теряют российский растущий рынок.
Инжиниринговых компаний, которые умеют управлять проектами создания и сопровождать проекты строительства, не так много по причине того, что гостиничные проекты — технически сложные, и не каждая компания, умеющая хорошо управлять строительством офисного или промышленного здания, может успешно справиться с проектом в гостиничной недвижимости. Уровень проработки и внимания к деталям должен быть намного выше, чем в других объектах, а понимание технологии работы и функционирования такого рода объектов и вытекающих из этого инженерно-технических решений — отраслевая специализация и компетенции, которые нарабатываются годами от проекта к проекту.
Тем не менее развитие внутреннего туризма в России станет хорошим драйвером и поводом для развития и укрепления как уже наработанных, так и новый уникальных компетенций для всех участников отрасли, а для строителей и инжиниринговых компаний в особенности.
Источник: Журнал «Вестник» от 14.11.2022