Интервью для Комсомольской правды от генерального Директора СМАРТ-И Алексея Никитина

29 марта 2014
Интервью для Комсомольской правды от генерального Директора СМАРТ-И Алексея Никитина

– Расскажите про вашу компанию, чем занимается?

– Смарт-И – консалтинговая, инжиниринговая компания, которая занимается услугами по техническому надзору, строительно-технической экспертизе, одним словом, мы профессионально контролируем строительство, строительные процессы, позволяем заказчику экономить деньги на стройке.

– Но если заказчик вам платит, на чем он экономит?

– По нашей статистике, на один рубль вложенных средств в строительный контроль заказчик может сэкономить до девяти рублей на том, что строители его не обманут ни на сметах, ни на качестве работ, которые просто потом придется переделывать.

– В целом, от стоимости проекта, сколько примерно получается?

– От стоимости проекта это получается не более 3-5 процентов, в зависимости от ситуации.

– На каких этапах строительства может быть необходим строительный консалтинг?

– Наш основной заказчик – это инвестор или предприятия, которые, например, что-то ремонтируют или это может быть банк, который инвестирует деньги в строительство и у которого нет профессионального департамента, который эту стройку в состоянии проконтролировать. Заказчик получает проектно-сметную документацию, рабочий проект и абсолютно ничего в этом не понимают. Когда генподрядчик или генпроектировщик начинают сдавать ему документацию или уже начинают сдавать работу по этапам, заказчик просто не в состоянии оценить объемы и качество выполненных работ и даже не может понять, что в этих полах, стенах заложены и как все это сделано…

– Ты хочешь сказать, что твой заказчик это тот, кто занимается стройкой время от времени и у которого это не то что не профильная деятельность, а она такая стандартно-стационарная. Например, банк построил объект и следующий объект он либо уникальный, либо он не очень скоро возникнет, я правильно себе представляю?

– С одной стороны, да. Наш заказчик, в основном, это заказчик, который не совсем понимает процесс строительства. С другой стороны, у нас есть заказчики девелоперские компании и ритейл, но очень часто наш заказчик это служба внутреннего аудита или служба безопасности компании, которая с помощью нас контролирует свой департамент строительства, потому что, к сожалению, в крупных компаниях департаменты по строительству очень часто и быстро афиллируются со строителями, получают от них деньги, откаты, потом подписывают КС и, соответственно, поселки магазины сделаны не качественно, начинает все трескаться, более того материала не хватает, то есть по факту мы как бы ловим нерадивых сотрудников компании и строителей за руку на факте воровства.

– Кстати, в строительстве магазинов вы какое-то участие принимаете?

– В строительстве магазинов мы участие принимаем, но учитывая, что компании всего лишь год, нас конечно не очень активно крупные торговые сети рассматривают в качестве своего партнера. Но тем не менее мы активно участвуем в конкурсах и я надеюсь, что в ближайшее время мы уже на проекты выйдем. Другой вопрос, что по моему прошлому опыту мы практически работали со всеми крупными российскими сетями, а также с международными, которые нас выбирали для того, чтобы контролировать работы или проводить обследование, иногда мы подписывали долгосрочные контракты, когда мы, например, для крупных магазинов проводили мониторинг строительных конструкций два-три раза в месяц, чтобы смотреть как ведут себя перекрытия или что либо еще.

– То есть эта история больше похожа на привлечение вас в торговых комплексах, мини-торговых комплексах, но не в объектах 200-300 кв. метров, просто потому что, банально, невыгодно будет. Потеря от привлечения вас будет больше чем возможные потери.

– Не соглашусь с последним тезисом. Огромное количество людей строят свои дачи, и несмотря на то, что мы все-таки больше хотели бы ориентироваться на заказчиков юридических лиц, этим летом у нас просто был шквал звонков от несчастных людей, которые строят себе дома, которые покупали себе сборно-щитовые дома, дома из клееного бруса, и которые на этапе приемки работ, приезжая себе на дачу, на фазенду, сталкивались с тем, что стены кривые, фундаменты треснули, перекрытия провисли. Все это уже случилось, нанимают нас, мы проводим строительно-техническую экспертизу. У нас в штате есть судебный эксперт, соответственно, в заключении строительной экспертизы есть такой замечательный пункт, где мы считаем недостачу или убыток и все это предъявляем генеральному подрядчику. Обычно по нашей практике в 80% случаях он соглашается со своими недоделками, дабы не доводить дело до суда. По сути дела проводится досудебная экспертиза. Если генподрядчик не соглашается, то соответственно наш заказчик обращается в суд и эксперт, имея судебный сертификат, может выступить на судебном заседании и должным образом представить свою экспертизу. Как правило, судебная практика в России в 95% случаях встает на сторону потерпевшей стороны

– Но это все зависит от уровня компании, потому что крупная строительная компания сама может провести альтернативную строительную экспертизу, и суд будет долго мучиться, не понятно кому присудить.

– Да, и такое бывает. Я хотел бы еще добавить, что особенность нашего российского рынка по техническому надзору, особенность его формирования, заключается в том, что заказчик в текущий момент обращается к нам, к нашим партнерам на рынке по факту проблемы. Нормальный европейский опыт это когда услуга по техническому надзору заказывается с самого начала. Понятно, что физическому лицу сложно принять, что за технадзор его загородного участка он заплатит, например, 50 тысяч рублей в месяц, потому что если проект реализуется в течении пяти месяцев, это существенно удорожает его затраты. По факту получается, заплатил ты эти 250 тысяч рублей, но они могут застраховать от потенциального убытка на миллион. И в нашей практике, к сожалению, когда к нам обращаются люди на этапе разбирательства со своим генподрядчиком, как раз таки сумма убытков значительно превышает вот эту сумму, миллион рублей. Что говорить о юридических лицах, когда сумма значительно больше и счет идет на десятки миллионов рублей.

– Осталось только понять клиентуру, насколько будет активно используема эту услуга. А сейчас она, кстати, насколько серьезно используется?

– Рынок в настоящий момент развивается, он конечно подвержен сезонным колебаниям, всегда в Январе, в Феврале, в Марте на этом рынке провал, потому что в этот момент готовят технические задания, проводят конкурсы, заключают контракты. Поэтому компания запасает «жирок» в осенний период, вот эти три месяца живет, а дальше уже выходит на свои услуги. Это лето показало, что наиболее популярная услуга, из тех которые мы оказываем, это услуга по строительно-технической экспертизе, когда мы фактически констатировали факт некачественно выполненных работ. Есть еще услуга специально адаптированная для банков, такая как финансово-технический аудит, спрос на эту услугу есть, все-таки банки проекты кредитуют разного рода, и на следующий год, по нашим прогнозам, мы ожидаем небольшое рыночное оживление в этом секторе.

– Я могу сказать, тех, кто предоставляет услуги то по строительному надзору много. Банальная забивка в Яндексе выдает 2 млн. компаний просто по запросу строительный надзор, начиная от того, что есть государственный комитет строительного надзора города Москвы, но и далее, далее.

– Действительно в поисковой системе, в которой вы вели запрос по техническому надзору, выдается 2 млн. страниц. Конечно, 90 % сайтов это сайты, которые просто процитировали это слово. Но, тем не менее, качественных компаний, которые в Москве занимаются этой услугой, как оказывается, не так много и заказчик может позвонить буквально в компании, находящиеся на первых 2-3 страницах поисковой системы.

– Но он все равно же будет звонить, как принято, в первую десятку, которая высвечивается на первой странице

– Все верно, он будет звонить в первую десятку, конечно, мы еще не в первой десятки, потому что услуга по продвижению компании стоит колоссальных денег и мы уже год работаем и, наверное, еще в тридцатку не попали. Но, тем не менее, заказчик идет тот, который нас уже знает и с нашей командой уже работал на протяжении нескольких лет. Что самое удивительное, бывают компании, наверное, их процентов двадцать, которые действительно звонят, найдя нас через интернет. Но и, конечно, мы естественно стараемся сделать максимально все для того, чтобы тот заказчик, который до нас дозвонился, чтобы он стал нашим клиентом, потому что компания молодая и мы за каждого заказчика бьемся до конца.

– А чем вы можете привлечь? Ценой?

– С одной стороны это стоимость. Мы не такие большие и соответственно расходов на большой громоздкий офис, аппарат управления, как у многих компаний, которые уже устоялись на рынке, у нас просто нет. Соответственно у нас цена заведомо ниже. И, наверное, качеством самой услуги. По предыдущему опыту, что самое удивительное, для заказчика было важно не столько сама техническая сторона вопроса, сколько умение ее решить, решить проблему заказчика. Многие эксперты, которые работают на рынке, они могут для заказчика только констатировать факт проблемы. Представьте, человек не понимает, что вообще ему с этим делать, он нанимает экспертную организацию, она ему приносит отчет, в котором сто и более страниц, в котором описываются все его проблемы и на листочках с наименованием вывод делается вывод о том, что вообще все плохо, дальше человек впадает просто в панику, а пути решения этой проблемы практически не дает никто. Именно на этом, как бы такая капитализация полезного действия для заказчика, мы, наверное, и выигрываем. Плюс скорость обработки заказа, мы буквально за 2-3 часа выставляем коммерческое предложение, то есть стараемся очень быстро работать, оперативно и максимально клиентоориентированно.

– На сегодняшний день сколько в команде человек, насколько вы зависите от персонала?

– На сегодняшний день в команде десять человек, которые работают непосредственно в компании и порядка 25 человек, которые работают с компанией в качестве привлеченных экспертов, от заказа до заказа. Потому что есть эксперты очень штучные, очень редкие, например, специалист по теплотехнике, понятно, что он в штате постоянно не нужен, или специалист по вентиляции, или специалист по слаботочным системам, заказывают это крайне редко, только если это комплексные заказы , поэтому гораздо лучше этого человека привлечь на субподряд , чем его постоянно держать в штате. Люди на рынке стоят дорого, это же еще Москва, например, выпускник вуза, не обладающий еще абсолютно никакими знаниями, на старт себе хочет 35, а то и 50 тысяч рублей, совершенно не обладая компетенциями именно в консалтинговом бизнесе. Это ведь совсем другое, чем строительство, у человека должен быть другой тип мышления, он должен знать очень хорошо все строительные нормы и правила и при этом уметь заказчика проконсультировать, то есть решить его проблему от начала до конца. К сожалению, статистика такая, что из ста просмотренных резюме, которые нам присылают, люди которые уже работали на стройке, качественно написать отчет для заказчика может один.

– Но в целом очень многословны, и в отчете только реально последние две строчки, которые самые важные

– Мы, менеджмент компании больше обладаем экономическим образованием и опыта общения с клиентом у нас больше, и когда наши технические кадры представляют нам отчет, его проверяет старший специалист, смотрим мы (менеджмент компании) и максимально адаптируем для заказчика. Его будет читать генеральный директор или финансовый директор, менеджер по инвестициям, которые возможно этими знаниями не обладают, и потребляют информацию только в формате презентации вместе с графиками, и, соответственно, наша задача информацию для него адаптировать, чтобы он понял, о чем идет речь

– Если человек за спиной имеет только вузовские знания, может ли он заниматься технадзором и аудитом или он обязательно должен иметь прикладные знания, опыт?

– Уже выведенная для нас история успеха это студент четвертого курса, которого мы берем на стажировку, который медленно погружается в проекты, участвует в экспертизах. Конечно есть люди, которые обладают, например, опытом работы прорабом, главное, чтобы его это все не испортило. Консультант это особый тип людей, он должен знать где конкретно могут своровать, при это главное чтобы он не вошел в сговор. Это для наших заказчиков очень важная проблема и на крупных объектах мы периодически занимаемся ротацией кадров, даже наших, для того чтобы заказчику гарантировать максимально беспристрастный результат. Если эксперт когда-нибудь попадется, его репутация испортится окончательно.

Источник: Радио Комсомольская Правда


ФОРМА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Нажимая кнопку "Отправить заявку" вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных