Исторические исследования по такой отраслевой теме, как управление строительством, неизвестны широкой публике. Имеющиеся источники представляют фрагментарную информацию о различных периодах, строительных проектах и редко увязывают строительную отрасль с задачами периода. Обзором «Исторический опыт управления строительством в России» с федеральным отраслевым изданием «Российский строительный комплекс» поделился Никитин Алексей, председатель Совета директоров ГК «СМАРТ ИНЖИНИРС».
Развитие строительной отрасли на протяжении шести столетий прошло сложный, но интересный путь, совмещающий в себе очень разные задачи, которые стояли перед государством и обществом. Это был и импорт технологий, специалистов, развитие собственной инженерной и управленческой мысли, масштабные проекты, замысел и реализация которых до сих пор может удивить даже самого опытного управленца. Система управления строительством не стояла на месте, а развивалась вместе с теми задачами, которые ставились перед отраслью государством.
Старые города и их исторические центры, церкви, здания, мосты, вокзалы и дороги, промышленные центры – все то, что сейчас является предметом исторического, культурного или архитектурного достояния нашей страны создано в эти периоды.
Идея написания данного текста и обобщения собранного материала, а также попытка его интерпретации под углом проблематики управления строительством возникла, как необходимость соединить и осмыслить опыт предыдущих поколений в этом вопросе в контексте современного состояния строительного инжиниринга в России.
Период становления российской государственности
В ранний период становления российской государственности формировался прообраз системы строительства, основные задачи которого диктовали текущие обстоятельства. Это, в первую очередь, обустройство и защита жизненного пространства и торговых путей, строительство храмов и церквей, восстановительная функция после пожаров и набегов. Строители – в основном ремесленники, зодчие, передающие свой опыт из поколения в поколение, то есть частнопрактикующие специалисты без какой-либо системы подготовки. Строительство осуществлялось или на частные деньги, или на сборы и налоги, аккумулируемые князем. Гражданские строения – деревянные дома, хозяйственные постройки, мастерские. Городские строения – деревянные ограды, башни, укрепления, церкви, мосты. Неудивительно, что для реализации проектов строительства из камня зачастую приглашали иностранных мастеров. В XIII и XIV веках, на излете татаро-монгольского ига, а также укрепления государственности, стало появляться все больше и больше каменных строений, и, соответственно, профильных компетенций в строительстве из камня.
Все меняется в период начала активного создания московского государства, как с точки зрения задач, так и технологий и формирования системы строительства. Важным становится не только восстановление городов, но и экспансия, создание системы коммуникаций, строительство символов новой государственности. Из активно использующихся материалов фокус смещается в сторону камня, кирпича, усложняются деревянные конструкции.
Строительство финансирует преимущественно частный заказчик. Зажиточные владельцы дворов предоставляют на проведение градостроительных работ людей, деньги, лошадей и другое необходимое имущество. Сборы на реконструкцию становятся формой единого налога для всего населения города. Проводятся и первые тендеры в виде торгов, появляются первые подрядные договоры заказчика с мастером. Основной проектный документ того времени — сметная роспись. В строительстве начинают активно использовать чертежи. Кроме того, появляются упоминания о прототипе строительного контроля — мастерах для осмотра и «снятия меры», определения объема работ, количества рабочей силы и формирования сметной росписи. В конце XVI века создается Приказ каменных дел — орган руководства строителями и зодчими, регламентирующий производство материалов и работ.
Период становления и развития Российской империи
Новый период в развитии российского государства и формирования Империи, возрастающие амбиции, безусловно, не могли не сказаться на задачах, которые власть ставила перед строителями, – тотальная модернизация всех сторон общественной жизни, и, в первую очередь, военного и промышленного секторов. Метод модернизации – импорт необходимых ресурсов, технологий и компетенций. Задачи периода выражались в расширении Империи, усовершенствовании существующих и строительстве новых городов, системы коммуникаций, создании новой военной и социальной инфраструктуры, производстве новых видов вооружений, ускоренном промышленном развитии, формировании собственной системы обучения.
И если первая половина XVII века характеризуется петровской модернизацией, взрывным ростом строительства, формированием системы, где цель оправдывает средства, то в период правления Екатерины II появился курс на рационализацию государственного управления, административные реформы, и, таким образом, отладку тех форм и механизмов работы, которые формировались в петровскую эпоху.
«Россия петровского времени представляла собой, по словам В.О. Ключевского, «единый завод». В 1725 году в России насчитывалось уже свыше восьмисот промышленных предприятий, причем 43 % из общего числа было основано на казенные средства. Большинство из них составляли предприятия, созданные для снабжения армии и флота – металлургические, металлообрабатывающие, канатные и пивоваренные заводы, суконные фабрики».
В области промышленного строительства шло активное формирование промышленных центров. «В начале XVIII века на Урале сложились основные принципы «города-завода» на базе металлургии. При этом производственное ядро было их архитектурно-планировочным центром: Невьянский (1699 г.), Алапаевский (1702 г.), Екатеринбургский (1723 г.), Нижнетагильский (1725 г.)».
В ответ на запросы эпохи в строительном направлении шло активное создание систем управления и законодательства:
Канцелярия городового строения — первая форма контролирующего органа в области архитектуры и строительства.
1706 год — Канцелярия городовых дел (с 1723 года Канцелярия от строения);
1714, 1718 годы — Главная полицмейстерская канцелярия – орган городского управления, в ведении которого было городское строительство и благоустройство. Полицейские требовали соблюдать красные линии при застройке улиц, оставлять удобные проезды, соблюдать пожарную безопасность при возведении и дальнейшей эксплуатации зданий. Во времена правления императрицы Елизаветы Петровны функции Главной полицмейстерской канцелярии изменились, и учреждение стало главной полицейской организацией Российской империи. Полицмейстерская канцелярия стала прообразом Министерства внутренних дел.
1722 год — Московская сенатская контора;
1737 год — Комиссия о Санкт-Петербургском строении.
Первый строительный кодекс был составлен и издан выдающимся архитектором петровского времени П.М. Еропкиным в 1737 году и получил название «Должность архитектурной экспедиции». Это было первое теоретическое сочинение по русской архитектуре. Свод включал как обязательные правила для практического строительства, так и теоретические установки, характерные для того времени. Он развивал идеи регулярности в архитектуре, предусматривал обязательное предварительное утверждение проектов и координирование всего строительства органом управления – «Архитектурной экспедицией».
Вопросами кадровой подготовки занималась Канцелярия городовых дел. В ее задачи входило обучение мастеров строительного дела, которое велось по средневековой системе «ученик — подмастерье — мастер». Активно использовалась практика отправки учеников для обучения за рубеж. Впоследствии была открыта Московская инженерная школа, готовившая мастеров и техников строительной специальности.
Активное распространение получила форма контрактного строительства. «Главным организатором работ в условиях частного строительства являлся каменных дел подрядчик, с которым заказчик заключал контракт. Подрядчик занимался, в полном объеме или частично, подбором и наймом строителей разных специальностей и профессионального уровня, подсобных работников, а также изготовлением, закупкой и поставкой на место стройматериалов, осуществляя общую координацию организационного процесса. Заключив главный или генеральный договор с заказчиком, такой подрядчик концентрировал в своих руках субподряды и договоры найма, сводя, таким образом, участие заказчика в строительном процессе к минимуму».
Договор подряда как юридический документ начал действовать с XVIII века. В этот период заказчиками являлись государство или его органы, а также крупные частные или смешанные компании. При нарушении обязательств применялись уголовно-правовые и административные санкции.
Одно из важных принципов гражданского строительства – максимальная типизация застройки и приведения в порядок центров городов. Наиболее яркие примеры – Санкт-Петербург, Москва, Ярославль, Тверь, Кострома, Севастополь, Одесса, Краснодар и многие другие.
Период развития и эволюции государственной власти и технологическая модернизация
XIX век в истории России неразрывно связан с началом трансформационных процессов в обществе и изменением сложившихся за предыдущие столетия укладов жизни сословий. Данные процессы происходили не только под влиянием геополитических угроз, но и начавшейся в западных странах первой промышленной революции, что, безусловно, отражалось и на организации функционирования всех сфер жизнедеятельности общества.
В условиях ускорения технологического развития, появления новых принципов функционирования фабрик на основе парового двигателя и, как следствие, новых видов промышленной продукции, Российской империи с ее вековыми традициями крепостничества и относительно неразвитым частным промышленным сектором нужно было встраиваться в существующие мировые тренды.
Первая половина XIX века, эпоха правления Александра I и Николая I, с точки зрения строительства, в основном характеризуется возведением крепостей и других военных сооружений, восстановительным и инфраструктурным строительством в части водных каналов, портовых сооружений, массовым дорожным строительством (гужевые дороги), прокладкой телеграфных линий. Строительство хоть и отвечало вызовам времени и необходимости преобразований, но было в большей степени сконцентрировано на обеспечении безопасности и мобильности и в меньшей — на промышленном строительстве фабрик, выпускающих продукцию гражданского назначения.
Из крупных промышленных строек можно выделить:
Новый Арсенал в Санкт-Петербурге;
Лазаревское адмиралтейство;
Механическая мастерская Московского ремесленного учебного заведения;
Реконструкция машиностроительного завода Чарльза Берда в Санкт-Петербурге.
Отдельно стоит упомянуть о строительстве в 1849 году акционерным обществом волжских предпринимателей Сормовской машинной фабрики, ставшей одним из крупнейших в мире машиностроительных заводов универсального профиля, выпускающим не только пароходы, буксиры, но и паровозы, вагоны, котлы, трамваи, железнодорожные мостовые сооружения.
Из проектов развития технического образования можно выделить основание таких учебных заведений, как:
Санкт-Петербургский практический технологический институт;
Московское ремесленное учебное заведение — ныне Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана.
Система управления строительством реализовывалась через министра внутренних дел, на ведомство которого возлагалось управление строительством. Крупнейшие образовательные технические учреждения — Московская и Санкт-Петербургская школы архитектурного образования, Академия художеств.
Основные применяемые материалы: железо для мостостроения, железобетон, цемент, металлические конструкции, древесина, глиняный кирпич, естественный камень, песок, известь и гипс, гидравлический цемент, мягкий известняк, стекло.
С 1835 года предмет договора подряда определялся как постройка, починка, переделка зданий, поставка материалов, припасов, вещей, перевозка вещей и людей.
Первым специализированным высшим учебным заведением по подготовке кадров для строительства инженерных сооружений стало Училище гражданских инженеров, основанное в 1832 году в Петербурге, с 1882 года — Институт гражданских инженеров.
Вторая половина XIX века — промышленная модернизация и развитие строительства
Вторая половина XIX века прошла под флагом коренных изменений сложившихся укладов: отмена крепостного права, реформирование основных институтов общественной жизни, появление и развитие предпринимательства, образование для широких слоев населения. В 60—70-е годы XIX века благодаря запущенным реформам Россия начала преобразовываться из страны аграрной в аграрно-индустриальную.
При сотрудничестве С. Ю. Витте и В. И. Ковалевского (директор департамента торговли и мануфактур Министерства финансов) была разработана широкомасштабная программа торгово-промышленного развития России на длительный период. Программа предусматривала необходимость обеспечения благоприятных условий для развития промышленности в стране, а также введения внешних защитных мер с помощью использования тарифной политики в области как таможенных платежей, так и железнодорожных тарифов, а также заключения торговых договоров. Программа утверждала ведущую роль правительства в развитии промышленности и торговли, передачу функции по управлению промышленным развитием Министерству торговли и промышленности.
Были заложены принципы проектного управления в деятельности Комитета Сибирской железной дороги, который, как отмечает С. К. Канн, «больше 10 лет определял правительственную политику по освоению и развитию Сибири и Дальнего Востока», а его «постановление и даже мнение моментально приобретало обязательную силу для всех остальных государственных учреждений».
Процесс строительства получил дальнейшую регламентацию на земском уровне. Так, разрешение на строительство выдавалось Городской управой. Управление гражданским строительством в стране было передано МВД.
Строительством общественных зданий стали заниматься земства.
Развивается техническое регулирование с появлением нормативного справочника на строительные работы — Урочного реестра.
Реестр содержал Положение о количество материалов, какое назначать должно при составлении смет на постройку домов, а также вводил нормирование труда строителей.
Ключевой центр всех строительных компетенций и инженерной мысли того времени — Главное управление путей сообщений и публичных зданий, которое ведало строительством, проектированием, подготовкой кадров и обеспечением рабочей силы.
Бурный рост предпринимательской активности, выраженный не только в развитии торговли, но и появлении новых предприятий и зданий, повлек за собой увеличение спроса на профессиональное промышленное и гражданское строительство.
В 1861 году в Российской империи насчитывалось 128 акционерных обществ с капиталом в 256 миллионов рублей, более двух сотен механических и литейных заводов с несколькими десятками тысяч рабочих, то за 1861—1873 годы было учреждено 357 акционерных обществ: 53 железнодорожных общества с капиталом примерно 700 миллионов рублей, 73 банка с капиталом порядка 220 миллионов и 163 промышленных общества с капиталом в 130 миллионов рублей, а к 1900 году акционерно-паевых предпринимательских структур насчитывалось около 1300.
Управление строительством осуществлялось на основе изданного в 1857 году Строительного устава — составной части Свода законов Российской империи, снабженного в период 1878—1879 годов дополнениями и разъяснениями. В Строительном уставе был собран и обобщен опыт строительства в России, установлены формы взаимоотношений между лицами и организациями, ведущими строительство, содержались некоторые технические условия на производство и приемку строительных работ.
Ключевое направление строительства — устройство железнодорожных путей и всей прилегающей инфраструктуры. В 1857 году была создана специальная строительная компания — Главное общество постройки железных дорог в России. В схемах финансирования преобладали государственные инвестиции, однако присутствовала немалая доля частных, в том числе иностранных.
В 1882 году была утверждена программа строительства стратегической сети железных дорог, создавались проекты строительства всех участков Сибирского железнодорожного пути.
В 1893—1894 годах петербуржские архитекторы разработали проекты вокзалов, которые должны были быть построены в крупных городах на пути следования Сибирской железной дорог.
В 1880 год — строительство Закавказской дороги, построена Закаспийская линия, далее проложенная до Ташкента.
В 1891 году началось строительство Транссибирской магистрали. В 1896 году — Забайкальской дороги. Кругобайкальская железная дорога была построена в период с 1900 по 1905 год, Китайско-Восточная железная дорога была завершена в 1903 году. В 1905 году от Санкт-Петербурга до Владивостока уже начали ходить поезда, а в 1908 году началось строительство Амурской железной дороги, завершившееся в 1916 году.
Одним из факторов промышленного развития Российской империи стал и иностранный капитал. Основные сферы инвестиций — добыча полезных ископаемых, машиностроение, металлургия, химия, текстильная промышленность, торговля и банковский сектор. В некоторых отраслях доля иностранного капитала доходила до 70 %. Помимо иностранного капитала, активно переезжали в Россию иностранные инженеры и высококвалифицированные рабочие. Инвестиции вкладывались не только в новые предприятия, но и в модернизацию уже работающих, что способствовало повышению технологического уровня и конкурентоспособности продукции. Помимо тяжелых отраслей промышленности, иностранные инвестиции устремлялись в сферы пассажиро- и грузоперевозок, коммунального хозяйства, строительства и реконструкции объектов. Сторонники промышленного развития России (С.Ю. Витте, Д.И. Менделеев) считали иностранный капитал важным фактором роста производительных сил страны.
Интересны схемы организации процесса строительства промышленных объектов, где общестроительные работы проводились в основном за счет недорогой рабочей силы бывших крестьян, при этом проектирование технологических процессов, поставка, монтаж, пуско-наладка осуществлялась иностранными компаниями с иностранным оборудованием, кроме того, которое уже производилось в России.
Наиболее знаковые промышленные проекты, построенные во второй половине XIX века:
Металлургический завод Новороссийского акционерного общества в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии;
Коломенский механический завод;
Путиловский завод (реконструкция и техническое перевооружение);
Сормовский завод (реконструкция);
Реконструкция Императорского тульского оружейного завода;
Днепровский металлургический завод;
Александровский Южно-Российский завод Брянского акционерного общества;
Развитие Бакинского нефтяного района;
Металлургический завод «Русский Провиданс» в Мариуполе;
Надеждинский металлургический завод;
Таганрогский металлургический завод;
Завод Донецко-Юрьевского металлургического общества в Алчевске;
Уральско-Волжский металлургический завод, близ Царицына;
Московский металлический завод;
Волжский стальной завод;
Ашинский металлургический завод;
техническое перевооружение Обуховского сталелитейного завода в Санкт-Петербурге;
Невский судостроительный и механический завод (реконструкция);
судостроительный и механический завод в Николаеве (завод «Наваль»);
Луганский казенный патронный завод;
Паровозостроительный завод Русского общества машиностроительных заводов Гартмана в Луганске;
Русско-Балтийский вагонный завод (реконструкция).
Строительная наука развивалась в духе времени, не в научно-исследовательских организациях, как позже в СССР, а на кафедрах высших учебных заведений или в частных проектных фирмах.
В начале XX века появилась специализация в подготовке инженеров строительного профиля, и с 1905 года высшие учебные заведения стали выпускать инженеров-архитекторов, инженеров санитарной техники и дорожников.
В 1902 году в Москве академик И.А. Фомин организовал первые женские строительные курсы, а в 1905 году профессор Н.В. Марковников открыл женские техническо-строительные курсы. В 1909 году эти курсы объединились и в 1916 году были преобразованы в Женский политехнический институт с архитектурными и инженерно-строительными отделениями.
В 1907 году в Петербургском политехническом институте открылось инженерно-строительное отделение (с гидротехническим и сухопутно-дорожным под-отделениями).
В 1907 году в Московском высшем техническом училище было введено преподавание курса архитектуры (проектирование, конструирование и строительство зданий и инженерных сооружений).
В период максимального расцвета русского капитализма (конец XIX — начало XX века), строительная сфера обретала черты отрасли со своими крупными игроками, ассоциациями, системой подрядов, техническим регулированием и образованием.
В области организации строительства разрабатывались и внедрялись такие приемы, как:
совмещение строительных процессов;
сокращение технологических разрывов;
рациональная организация труда.
При этом можно выделить три вида подряда:
«гуртом» — выполнялся одной фирмой;
«раздробленный» — заключались два договора (на поставку материалов и на производство работ);
«хозяйственный» — заготовка материалов, монтажного оборудования и наем рабочих строителей осуществлял сам заказчик.
Крупные подрядчики, получавшие с торгов подряды, перераспределяли их на более мелкие компании, которые пользовались привлечением дешевой рабочей силы из крестьян.
В области технического регулирования применения современных материалов (бетон, железобетон) работа строилась по догоняющему принципу. Только в 1908 году утверждены первые Технические условия для железобетонных сооружений. В 1911 году — Технические условия с приложенными к ним Нормами для расчета прочности железобетонных сооружений. С 1912—1913 годов в строительных институтах была введена самостоятельная дисциплина «Железобетонные конструкции». До этого лишь в некоторых институтах велось преподавание курса строительства железобетонных мостов и их проектирования.
Несмотря на высокие темпы строительства, строительная отрасль по своему развитию отставала от западных стран, где было широко развито использование специальных машин и оборудования при проведении строительно-монтажных работ. В отечественной практике зачастую не хватало производства строительных материалов, а сезонность работ приводила к долгим срокам строительства.
Количество рабочих-строителей к концу XIX века находилось в пределах не менее 1 млн человек, а к 1911 году насчитывалось уже свыше 2,5 млн. Крайне дешевая рабочая сила не способствовала повышению технического уровня строительства, механизации, использованию машин и механизмов. Практически все необходимое строительное оборудование импортировалось из-за рубежа, уровень механизации работ не превышал 3%.
Промышленность строительных материалов была также фрагментарна и не обеспечивала собственные потребности в современных для того времени отделочных материалах: стекле, краске, керамике. Производство строительных материалов базировалось в основном на мелких полукустарных предприятиях сезонного типа, где преобладал тяжелый ручной труд. Стальные конструкции для железнодорожных мостов изготавливались в России (Путиловский, Сормовский, Александровский заводы), а вот для строительства промышленных цехов часто импортировались.
Дорожное машиностроение фактически не существовало, кроме небольших партий экскаваторов и устройств для забивки свай. В 1913 году имелось всего около 100 экскаваторов, а в 1917 году – примерно 200 (в основном зарубежных марок).
С точки зрения современного девелопмента, интересны дореволюционные проекты создания Северного домостроительного общества (С. Мамонтов) и Московского торгово-строительного акционерного общества (Я. Рекк, И. Зейферт). Создание и расцвет компаний пришелся на период с 1898 по 1914 год. Основная цель — массово возводить «под ключ» и продавать дорогое жилье в Москве в набирающем популярность в Европе «новом стиле» (модерн в то время еще не получил своего названия), который, по замыслу, мог привлечь передовых состоятельных покупателей, следящих за европейской модой.
Наиболее крупные промышленные проекты:
Центральная электрическая станция «Общества электрического освещения 1886 г.» в Москве (Раушская электростанция);
Центральная электрическая станция «Общества электрического освещения 1886 г.» в Санкт-Петербурге;
Электростанция на ул. Торговой «Общества электрического освещения 1886 г.» в Лодзи;
Электростанция «Белый город» общества «Электрическая сила» в Баку;
Электростанция «Электропередача» в Богородском уезде Московской губернии;
Завод «Мальцовский портландцемент»;
Ижорский завод в Санкт-Петербурге (техническое перевооружение);
завод Никополь-Мариупольского общества в Мариуполе;
Лысвенский металлургический завод (техническое перевооружение);
заводы Краматорского металлургического общества;
Путиловская верфь;
Русско-Балтийский судостроительный и механический завод в Ревеле;
Судостроительный трест «Наваль-Руссуд» в Николаеве;
Обуховский сталелитейный завод (техническое перевооружение).
Завершая этот небольшой исторический обзор, следует отметить, что строительная отрасль на протяжении всех рассмотренных исторических периодов всегда шла в ногу со временем и с задачами, которые ставила власть, будь то оборонительная, восстановительная функция, освоение и строительство новых промышленных предприятий, инфраструктуры и городов. Наши предки не стеснялись брать лучший опыт, импортировали технологии, материалы и знания, но всегда старались адаптировать их под отечественные реалии. Строительная отрасль всегда была на острие вызовов модернизации и с успехом справлялась с поставленными задачами, компенсируя недостаточную механизацию процессов людским ресурсом, образованием и желанием обустроить свою страну. Начало ХХ века ознаменовалось коренной сменой не только эпохи, но и всей модели государственного устройства нашей страны, новыми геополитическими вызовами, необходимостью ускоренной догоняющей модернизации и превращения России в индустриальную державу. Несмотря на радикальные изменения государственного, политического и экономического курсов, основа (промышленная, инфраструктурная и инженерная) для предстоящего советского «рывка вперед» была заложена именно в рассматриваемый период.
Источник: