«Коммерсантъ» от 06 декабря 2021: Адресная программа перераспределится под землю. Дополнительные средства АИП будут направлены на работы по двум веткам метро

06 декабря 2021
Правительство города готовится перераспределить средства в рамках Адресной инвестиционной программы (АИП), дополнительно выделив на строительство метрополитена 4,4 млрд рублей. Изначально на эти цели в Петербурге в 2021 году было заложено 10 млрд рублей.

Правительство Санкт-Петербурга готовит постановление о перераспределении объемов работ, предусмотренных комитетом по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), между объектами Адресной инвестиционной программы на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. В результате компании «Метрострой Северной столицы» (МСС) в 2021 году будет выделено 4,4 млрд рублей в качестве аванса по госконтракту с КРТИ.

Как сообщил “Ъ” источник в транспортном блоке Смольного, «проект постановления о перераспределении средств Адресной инвестиционной программы и авансе уже рассматривается» и до конца года средства будут выделены. За счет каких статей АИП предполагается увеличение финансирования метро, не сообщается. Деньги будут направлены на строительство Лахтинско-Правобережной линии (ЛПЛ) и Красносельско-Калининской линии (ККЛ).

В 2021 году из 10 млрд рублей, выделение которых предусмотрено КРТИ по отрасли «Транспорт» (строительство и проектирование объектов метрополитена) Адресной инвестиционной программы, на строительство первого пускового комплекса ЛПЛ от станции «Спасская» до станции «Большой проспект» («Горный институт») запланировано 2,44 млрд рублей, на строительство участка от станции «Казаковская» («Юго-Западная») до станции «Путиловская» ККЛ — 6,12 млрд рублей.

Станция «Большой проспект» («Горный институт») станет третьей станцией метрополитена на Васильевском острове и первой станцией метрополитена 4-й линии в Василеостровском районе. Ожидается, что ее вестибюль примет самое большое число пассажиров по сравнению с другими станциями ЛПЛ. Максимальный суточный пассажирооборот будет достигать 97 тыс. человек. Общая протяженность строящегося участка от «Спасской» до «Большого проспекта» составляет 3,63 км.

Общая длина первого участка ККЛ — от станции «Казаковская» («Юго-Западная») до станции «Путиловская» — составит 5,15 км. Пропускная способность — 40 пар поездов в час. Суточный объем пассажирских перевозок на первый период эксплуатации составит около 221 тыс. пассажиров. Станция «Путиловская» будет расположена на улице Васи Алексеева, а станция «Казаковская» («Юго-Западная») — на пересечении проспекта Маршала Жукова и улицы Маршала Казакова.

АО «Метрострой Северной столицы» создано в 2020 году и, в соответствии с распоряжением правительства России № 2763-р от 1 октября 2021 года, получило статус единственного поставщика услуг по проектированию, строительству и ремонту объектов метрополитена. В ближайшие годы на работы по 37 объектам городской подземки компании будет выделено 602,67 млрд рублей.

Это уже привело к сокращению числа генподрядчиков — исполнителей госзаказов.

По мнению генерального директора инжиниринговой группы «Смарт Инжинирс» Хусейна Плиева, правопреемственность проектов обанкротившегося «Метростроя» будет сопровождаться множеством сложностей, связанных с повторным анализом уже выполненных работ, проведением дополнительных проектно-сметных экспертиз и расчетов. «В некоторых случаях, вероятно, понадобится повторное прохождение Главгосэкспертизы»,— предполагает эксперт. Он также не исключает, что в связи с системным удорожанием стройматериалов ранее называвшиеся суммы контрактов на «оранжевую» и «коричневую» ветки петербургского метрополитена «с высокой вероятностью могут быть скорректированы в сторону увеличения». И если в уже построенных сооружениях и конструкциях будут выявлены нарушения, которые допустил прежний подрядчик, то «это также может дополнительно затянуть сроки сдачи объектов».

Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский, полагает, что 4,4 млрд рублей — очень незначительная сумма. В среднем один километр путей подземки обходится в 6–8 млрд рублей, в зависимости от сложности инженерных сооружений, которую диктует грунт города, уточнил господин Жарский. «Возможно, эти средства могут быть использованы для завершения ранее начатых работ либо для начала работ на новых участках, но в целом сумма в масштабах одной из самых дорогих и сложных в строительстве систем метрополитена в мире невелика. Уложится ли МСС в сроки и смету — вопрос, ответ на который зависит от множества факторов, главный из которых — финансирование»,— резюмирует эксперт.

Автор: Вячеслав Калашников


ФОРМА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Нажимая кнопку "Отправить заявку" вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных