Подрядчики сбиваются с дороги. Государственные вложения в инфраструктуру резко упали по итогам полугодия

17 июля 2024

Смена правительства и начавшееся затем формирование новых планов по развитию инфраструктуры замедлили темп исполнения одного из ключевых профильных нацпроектов — «Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» (КП). Вложения в него за первое полугодие сократились в три раза год к году, до 27,8 млрд руб. Это лишь 21,8% от годового плана. Динамика вызывает опасение у столкнувшихся с замедлением темпов роста строительной отрасли подрядчиков. Но аналитики рассчитывают на стабилизацию во втором полугодии за счёт развития новых регионов.

Объём расходов на нацпроект КП в первом полугодии составил 27,8 млрд руб., сократившись в три раза год к году. Такие данные в своём исследовании приводит профильное аналитическое агентство Sherpa Group. До подрядчиков, по оценкам аналитиков, было доведено только 21,8% от запланированных на год трат. Годом ранее уровень исполнения по итогам июня достигал 50,6%. В Минтрансе и аппарате вице-премьера РФ Марата Хуснуллина на вопросы “Ъ” не ответили.

«Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» — один из 13 нацпроектов, принятых в 2018 году для реализации майских указов президента РФ Владимира Путина. В него входят, в частности, строительство крупной железнодорожной инфраструктуры, автомагистрали «Европа—Западный Китай», объектов Северного морского пути.

Низкий уровень исполнения проекта гендиректор Sherpa Group Александра Галактионова связывает с проведением выборов президента, кадровыми перестановками в министерствах и ведомствах, формированием новых планов на ближайшие шесть лет. Снижение наблюдается на фоне высокой базы прошлых лет, замечает старший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Элина Кулиева.

Государственные вложения в инфраструктуру резко упали по итогам полугодия

Александра Галактионова обращает внимание на то, что значительный объём расходов по нацпроекту в прошлом году обеспечивало строительство участка трассы М-12 от Москвы до Казани. Сейчас оно завершилось (подробнее о проекте и его открытии см. на стр. 1-3). В этом году, по замыслу, работы должны вестись на участке до Екатеринбурга, а в 2025 году — стартовать движение до Тюмени. Но господин Хуснуллин ранее называл задачу непростой: «Погода нам мешает — и поздняя весна, и дожди летом. Но мы настроены эту задачу решать». Будет ли финансирование этих работ идти в рамках КП, пока неизвестно, замечает собеседник “Ъ” на рынке.

Снижение финансирования КП усложняет планирование деятельности строительных компаний на ближайшие три-пять лет, предупреждает гендиректор Национальной ассоциации инфраструктурных компаний Мария Ярмальчук. Отрасли, по её мнению, важно поддерживать загрузку мощностей: снизив, её непросто быстро восстановить. Для строительства инфраструктуры применяется специальная техника, задействовать её в тех же объёмах в других сферах сложно, поясняет гендиректор ГК «Смарт Инжинирс» Хусейн Плиев. Реальные показатели отрасли пока не сокращаются, но динамика их роста замедляется. В январе—мае 2024 года объём строительных работ в России в сопоставимых ценах вырос на 4,6% год к году, до 4,97 трлн руб. В 2023 году темп составил 7,9%, до 15,1 трлн руб.

«Пока сокращение вложений в рамках КП рынку компенсирует другой нацпроект — «Безопасные качественные дороги» (БКД)»,— объясняет Александра Галактионова.

Эксперт говорит, что объём бюджетных вливаний в него в январе—июне вырос на 41,8% год к году, до 270,9 млрд руб. Руководитель лаборатории «Устойчивое развитие международной транспортной инфраструктуры» РЭУ им. Г. В. Плеханова Станислав Мамулат обращает внимание на то, что готовятся новые крупные проекты автомагистралей, в том числе на новых территориях. Программу строительства дорог в этих регионах до 2030 года могут утвердить в этом году, говорил в апреле Марат Хуснуллин.

Совокупный объём инвестиций в КП и БКД федеральные власти повысили во втором квартале года на 4,3%, установив на уровне 775,6 млрд руб. Это на 4,8% больше затрат на 2023 год. Решение позволяет аналитикам строить оптимистичные прогнозы относительно второй половины года. «Объём вложений обоих проектов будет соответствовать предполагаемым, отличаясь на доли процентов»,— говорит Станислав Мамулат.


Авторы: София Мешкова, Дарья Андрианова

Источник: Газета «Коммерсантъ» №125 от 17.07.2024


ФОРМА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Нажимая кнопку "Отправить заявку" вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных