Строительные подрядчики и банки предлагают правительству снизить текущие ставки кредитования отрасли с 18,5% до 5,5% за счет госсубсидий. В противном случае, утверждают они, активность инвесторов и строительных компаний в проектах развития инфраструктуры может снизиться. Эксперты признают обоснованность просьбы, но отмечают и риск удорожания работ и роста себестоимости строительства, как это произошло на рынке жилья после запуска льготной ипотеки.
В распоряжении “Ъ” оказалось письмо исполнительного директора Ассоциации инфраструктурных инвесторов и кредиторов (АИИК; объединяет ГК «Нацпроектстрой», ДСК «Автобан», госкомпанию «Автодор», «Сбер», ВТБ, Газпромбанк) Вадима Калинина от 8 февраля 2024 года первому замглавы Минэкономики Илье Торосову с просьбой выделять на строительство дорожно-транспортной инфраструктуры кредиты с субсидируемой государством ставкой в 5,5% годовых.
Для этого, отмечается в письме, бюджет мог бы возмещать банкам-кредиторам недополученную прибыль в виде разницы между ключевой ставкой ЦБ, увеличенной на 3 процентных пункта, и льготной.
В Минэкономики не ответили на запрос “Ъ”.
Предлагаемый механизм был бы интересен банкам, говорит старший вице-президент Промсвязьбанка Кирилл Болтромюк. При текущей стоимости кредитов инфраструктурные проекты, по словам господина Калинина, «не предлагают инвесторам и подрядчикам доходность, соответствующую риску».
В 2014 году, когда ключевая ставка ЦБ достигала 18%, власти субсидировали ставку кредитования для инфраструктурного строительства, что поддержало отрасль в кризис, напоминает гендиректор Национальной ассоциации инфраструктурных компаний Мария Ярмальчук.
В 2018–2023 годах в РФ построено 1,2 тыс. км федеральных скоростных автодорог суммарной стоимостью 1,66 трлн руб., подсчитали в АИИК. В ближайшие пять лет в строительство автодорог, аэропортов, морских портов и другой транспортной инфраструктуры планируется вложить около 13,6 трлн руб.
Сейчас стоимость кредитов на инфраструктурные проекты достигает 18,5–20%, поясняют в АО «Стройтрансгаз». При этом небольшое количество проектов рентабельно при ставке кредитования выше 12–14%, добавляет гендиректор Sherpa Group Александра Галактионова. По ее словам, высокая стоимость финансирования — один из основных факторов, сдерживающих активность инвесторов в отрасли.
Это может привести к приостановке строительства, как случилось с рядом объектов коммерческой недвижимости, говорит гендиректор ГК «Смарт Инжинирс» Хусейн Плиев.
Управляющий партнер «Качкин и партнеры» Денис Качкин, в свою очередь, отмечает, что в 2023 году число запущенных транспортных проектов оказалось крайне низким по сравнению с прошлыми периодами именно из-за недоступности финансирования.
«Когда на рынке высокая загрузка сменяется периодом низкой активности из-за сокращения заказчиками инвестиций, бизнес подрядчиков перестает быть рентабельным»,— поясняет заместитель гендиректора ГК «Нацпроектстрой» Рубен Аганбегян.
По мнению Александры Галактионовой, субсидирование ставок — та мера, которая может помочь избежать инвестиционной паузы, при этом она потребует гораздо меньше средств из бюджета, чем если строить большое количество транспортной инфраструктуры полностью за счет государства.
Марат Хуснуллин, вице-премьер РФ, в январе 2024 года: «Нам надо транспортное строительство усилить с точки зрения привлечения внебюджетных инвестиций».
Срок окупаемости инфраструктурных проектов очень длинный, поэтому ставка должна быть еще ниже, чем предлагает АИИК, а еще лучше выделить гранты для игроков, считает гендиректор «Смарт Контейнер» Шамиль Баишев.
Однако у предложения АИИК есть и очевидные минусы, считает член комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Александр Якубовский. Он приводит в пример ипотечные программы с господдержкой, за широким распространением которых последовал серьезный рост цен на новостройки. В инфраструктурном строительстве также высок риск того, что на серьезный рост активности отреагируют все — от производителей и поставщиков стройматериалов до исполнителей, которые повысят цены на свои товары и услуги, считает депутат.
«Едва ли это будет привлекательным для государства, которому помимо субсидирования кредитов придется заключать и более дорогие контракты с подрядчиками»,— подчеркивает господин Якубовский. Поэтому, уверена Александра Галактионова, такую меру надо применять к ограниченному кругу проектов.
Автор: Дарья Андрианова
Источник: Газета «Коммерсантъ» №25/П от 12.02.2024