Прошлогодняя передача функций контроля за качеством стройматериалов от Росстандарта к региональным органам Госстройнадзора не дала ожидаемых результатов: доля проблемной продукции на рынке достигает 25%. В результате власти задумались о возвращении полномочий Росстандарту. Но эксперты сомневаются, что проверки со стороны альтернативного контролера дадут нужный результат. По их мнению, лучше вернуться к ГОСТам и увеличить контроль за соблюдением застройщиками добровольных норм взамен обязательных, большая часть которых была отменена в последнее время.
Заместитель главы Минстроя Сергей Музыченко предложил вернуть Росстандарту полномочия по контролю за качеством стройматериалов, следует из имеющегося у “Ъ” протокола заседания Госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции от 22 июня. Из документа следует, что идею поддержал заместитель главы Минпромторга Виктор Евтухов. В Минпромторге сообщили “Ъ”, что уже подготовили соответствующий документ по наделению Росстандарта такими полномочиями. В Минстрое и Росстандарте комментарии не предоставили.
До июня 2021 года качество стройматериалов контролировал Росстандарт. Тогда же Госдума приняла ряд поправок к законодательству, позволивших передать эту функцию региональным органам Госстройнадзора. Сейчас безопасность используемого на стройке сырья подтверждается сертификатами и паспортами продукции, которые производитель обязан предоставить подрядчику, поясняет гендиректор «СМАРТ ИНЖИНИРС» Хусейн Плиев. Но некачественные стройматериалы все равно попадают на стройку, говорит он, так как подрядчики, пытаясь экономить, закупают продукцию не напрямую у производителей, а у посредников. Есть системная проблема, считает управляющий партнер СМПРО Владимир Гузь, «на тендерах при закупках стройматериалов предпочтение обычно отдается поставщику, предложившему минимальную цену, а не лучший по качеству продукт».
Марат Хуснуллин, вице-премьер РФ, в июне 2022 года: «До 2030 года общая потребность нашей страны в стройматериалах предварительно оценивается в 80 трлн рублей».
Как следует из протокола заседания Госкомиссии, в Минстрое опасаются роста затрат застройщиков и срывов сроков строительства из-за некачественных материалов. По данным Мосгосстройнадзора, в 2022 году было проведено 753 испытания строительной продукции, из которых в 16% случаев выявлены несоответствия, в 2021 году — 21% нарушений из 2,3 тыс. испытаний. По оценкам президента ГК «Основа» Александра Ручьева, доля фальсифицированных стройматериалов на рынке достигла 20–25%. Эксперт комиссии по вопросам индустрии стройматериалов и технологий общественного совета при Минстрое Владислав Ткаченко считает, что ежегодный ущерб экономике страны от некачественных стройматериалов может составлять 1 трлн руб., не считая косвенного ущерба.
Гендиректор «Технониколь» (производитель стройматериалов) Владимир Марков сомневается, что Росстандарт сможет повлиять на нарушителей, так как их не пугают действующие меры наказания. «Нам долго доказывали про важность обязательной сертификации и декларирования продукции, но на практике это не дало результатов»,— отмечает он. Поскольку требования к стройматериалам определяются техусловиями, которые задаются самими производителями, возможны вариации качества одной и той же продукции, поясняет руководитель отдела мониторинга цен ГК «Гранель» Елена Миронова. По ее мнению, эффективнее было бы вернуться к единым ГОСТам в этом сегменте.
Владимир Марков считает, что после значительного сокращения обязательных требований к строительству важно усилить контроль за соблюдением добровольных норм для сохранения качества проектов. Без этого, по его мнению, увеличиваются риски применения проектировщиками и застройщиками решений, удешевляющих строительство за счет снижения требований к сырью.
Впрочем, предлагаемый Минстроем дополнительный контроль коснется только продукции, закупаемой застройщиками.
Функции контроля за качеством стройматериалов для розничных покупателей, которые тоже нередко сталкиваются с бракованными изделиями, предложено оставить за органами по защите прав потребителей. «Роскапстрой» в 2022 году провел 1,4 тыс. испытаний стройматериалов после жалоб покупателей и выявил 149 фактов несоответствия их характеристик заявленным требованиям.
Владислав Ткаченко говорит, что при закупках в крупных розничных сетях, доля, например, фальсифицированных труб доходила до 80%. По его словам, сейчас по факту нет ни одного ведомства, контролирующего безопасность стройматериалов в рознице, так как у органов по защите прав потребителей нет соответствующих компетенций. Поэтому, резюмирует эксперт, розничные покупатели как были не защищены, так и останутся.
Автор: Дарья Андрианова, Алексей Полухин
Источник:
Газета «Коммерсантъ» №126 от 15.07.2022
Мнение генерального директора ГК «СМАРТ ИНЖИНИРС» Хусейна Плиева:
В ходе строительства осуществляется не только проверка качества строительно-монтажных работ, но и входной контроль всех строительных материалов, поступающих на стройплощадку. Входной контроль выполняется как с точки зрения визуального, инструментального и лабораторного контроля, так и с точки зрения проверки наличия документов, подтверждающих качество стройматериалов (паспорта, сертификаты). Без этих документов исполнительная документация считается неполной, а выполненная работа подрядчиком не подлежит приемке и оплате заказчиком. Соответственно, без этих документов нельзя получить Заключение о соответствии (ЗОС) построенного объекта требованиям проектной документации, то есть, по сути, ввести объект в эксплуатацию. Поэтому повторюсь, абсолютно все пришедшие на площадку материалы должны соответствовать материалам, указанным в проектной документации, прошедшей экспертизу. Несмотря на это, некачественные строительные материалы попадают на строительную площадку зачастую потому, что подрядчики работают не напрямую с производителями материалов, а с большим количеством торговых посредников. В силу того, что, во-первых, не на всех стройках обеспечивается полноценный и качественный строительный контроль, а во-вторых, у заказчиков не хватает собственных компетенций для обеспечения данного контроля, и учитывая большое количество недобросовестных посредников на рынке поставок строительных материалов, отследить добросовестность их работы заказчику зачастую бывает крайне сложно, а также сложно проконтролировать достоверность предъявляемых ими документов о качестве.
Фокусирование функций надзора в руках одного ведомства в лице Росстандарта на этапе производства и обращения материалов на рынке положительно повлияет на текущую ситуацию, связанную с качеством строительных материалов на рынке. Безусловно, вопрос усиления контроля за качеством материалов на этих стадиях давно назрел. Вопрос – каким образом будет осуществляться развитие полномочий Росстандарта, как будет выстраиваться и реализовываться работа. Надеемся, что это не станет дополнительным бременем, а на практике позволит уменьшить долю контрафакта на площадке.
Эффективной мерой в части уменьшения доли некачественных стройматериалов на рынке может стать оцифровка всего жизненного пути строительного материала, начиная от производства и заканчивая строительной площадкой. Таким образом, конечный потребитель в лице подрядчика будет получать вместе с входящим материалом документы о качестве не в бумажном виде, а в защищенном электронном виде, причем с возможностью отследить всю жизненную цепочку этого материала. Уход от бумажного документа к цифровому, который четко позволял бы отследить и идентифицировать, кто является производителем материала, кто его проверил, кто выдал на него сертификат, кому была произведена отгрузка, кто из дилеров на рынке перекупил материал, кто поставил на объект – все это позволит очень серьезно уменьшить количество контрафакта на рынке и повысить качество поставляемых на площадки стройматериалов, даст путь развитию добросовестным производителям строительных материалов.
Если Росстандарт будет осуществлять контроль производителей на этапе производства и на этапе обращения материалов на рынке, то, безусловно, эти функции контроля за производителями будут распространяться в том числе на те материалы, которые покупает частный потребитель. Потому что рынок стройматериалов, по сути, один. Другой вопрос – если права потребителя нарушены частного индивидуального застройщика, то он обращается в соответствующую службу, которая обязана защищать его права. Но Росстандарт не занимается защитой прав потребителей – на него возлагаются функции контроля производителей строительных материалов посредством выборочных выездных проверок самих производителей. И ввиду этого, скорее всего, будет наблюдаться ужесточение требований к независимым испытательным лабораториям, которые выдают сертификаты о соответствии.
Безусловно, розничный покупатель, который покупает строительные материалы на открытом рынке (не у больших известных ритейлеров) и при этом не обладает знаниями и компетенциями по контролю покупаемой продукции на предмет соответствия тем или иным требования в плане качества этой продукции, конечно же, мало защищен. Но если покупатель закупает материалы у понятных, надежных поставщиков, у которых есть внутри система контроля качества, то в этом смысле частный потребитель, безусловно, защищен. Если Росстандарт сможет обеспечить снижение объемов оборотов на рынке некачественных строительных материалов, то и частный потребитель будет более защищен, поскольку в этом случае вероятность, что он закупит некачественный материал, будет меньше.