30 марта в Москве, в отеле «Альянс Бородино», состоится I отраслевая конференция «Сопровождение проектирования и строительства объектов гостиничной недвижимости: инструменты и технологии». Конференция станет площадкой для обмена профессиональным опытом и лучшими практиками управления строительством гостиничных объектов. Организатором мероприятия выступают ГК «СМАРТ ИНЖИНИРС» и УК «Альянс Отель Менеджмент».
Участниками конференции станут заказчики и инвесторы строительства, подрядчики, проектировщики, дизайнеры, управляющие компании, консультанты. В рамках деловой программы будут рассмотрены такие вопросы, как создание предварительной концепции гостиницы, бизнес-план и технико-экономическое обоснование, управление командой субпроектировщиков, роль технического заказчика, сдача объекта в эксплуатацию и запуск в работу.
Развитие рынка внутреннего туризма и туристической инфраструктуры – одна из ключевых экономических задач на ближайшие годы. Согласно озвученной статистике и опросам, потенциальное количество туристов, которые планируют свои путешествия, не покидая пределов России, составляет более 60 млн человек. По состоянию на 2022 год в России насчитывается порядка 19 000 сертифицированных отелей, 70 % из этого числа морально устарело, и только от 15 до 20 % можно признать качественным и современным номерным фондом. Также для российского рынка характерно большое количество малых отелей, с номерным фондом от 10 до 50 номеров, зачастую с ограниченной инфраструктурой и не приспособленных к круглогодичной загрузке.
Одна из важнейших задач национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» – увеличить туристический поток к 2030 году по России до 140 млн поездок. Также среди поставленных задач: создать новые туристические объекты, развивать инфраструктуру и сформировать туристические макротерритории по всей стране. На стимулирование развития туристической отрасли государство выделит порядка 24 млрд рублей в виде субсидий на создание инженерной и транспортной инфраструктуры для развития туристических кластеров, что поможет компенсировать затраты инвесторов и будет способствовать обустройству туристических центров городов. С 1 июля 2022 года в России в гостиничном бизнесе установлен НДС по ставке 0 % для действующих и строящихся отелей. Министерство экономического развития России согласовало третье окно подачи проектов на субсидированную процентную ставку по кредиту (от 3 до 5 % годовых сроком до 15 лет) для строящихся и реконструируемых отелей. Активно взаимодействует с инвесторами Корпорация «Туризм.РФ». Указанные выше факты станут драйверами для строительства и реновации объектов качественной гостиничной недвижимости, особенно в регионах, наиболее привлекательных для туризма и отдыха.
По оценкам ГК «СМАРТ ИНЖИНИРС», текущее состояние строительной отрасли несет риски для инвестора в части реализации проекта по созданию и строительству объекта гостиничной недвижимости. Каждая вторая стройка отеля в России является проблемной с точки зрения сроков, стоимости и качества выполняемых работ. В большинстве случаев инвестор полагается на собственные силы и не привлекает к работе на ранних стадиях реализации проекта профессионального консультанта в виде технического заказчика, а приглашает его к работе уже на поздних стадиях для исправления допущенных ошибок.
По статистике 80 % инвесторов, занимающихся строительством объектов гостиничной недвижимости, – не профессиональные инвесторы. Вопросы и проблемные моменты, связанные с качеством, сроками и бюджетом строительства, как и в целом с управлением строительством, возникают почти у всех. А между тем строительство гостиничных объектов недвижимости требует сочетания профессионального подхода к управлению и контролю строительства, глубокого понимания специфики проекта, технологии гостиничного бизнеса, качества применяемых материалов и технических решений, важности детальной проработки проектных и дизайнерских решений, планирования управления цепочками поставок и всем графиком реализации проекта.
Безусловно, новые экономические вызовы принципиально изменили стратегию реализации инвестиционно-строительных проектов, ввиду чего бизнес вынужден перераспределять свои усилия и искать новые возможности, решения и подходы к управлению стоимостью и сроками строительства.
Учитывая уход с рынка огромных франшиз, которые в России занимались застройкой гостиниц, сейчас становится не совсем понятно, по каким правилам будет жить инвестор на этом рынке. Поэтому в рамках нашей отраслевой конференции мы бы хотели обсудить все текущие проблемы – на что нужно сделать акцент, если вы хотите войти в этот бизнес как строитель.