Краткий исторический обзор «О роли идеологии в решении задач строительства в СССР»

10 февраля 2023
Решение амбициозных задач, поставленных руководством страны, было невозможно без вовлечения в реализацию суперпроектов мотивированных, нацеленных на результат широких масс населения страны.

Население России на протяжении ХХ века было вовлечено в проекты, по масштабности задач и последствий не сопоставимые ни с одной трансформацией других народов в мире.

Укрупненно можно выделить 6 суперпроектов, которые потребовали максимального напряжения и концентрации человеческих ресурсов:
1) индустриализация, электрификация, развитие инфраструктуры;
2) перенос промышленности во время ВОВ;
3) послевоенное восстановление страны;
4) реализация суперпроектов освоения Сибири и Дальнего Востока;
5) модернизация промышленности, массовое жилищное строительство;
6) космический и атомный проекты.

Безусловно, крупных проектов намного больше, но, в целом, большинство из них укладывается именно в эти блоки.

Алексей Никитин
Алексей Никитин,
Старший партнёр
ГК SMART ENGINEERS
Ни до, ни после ни одна другая страна мира не реализовывала такие масштабные проекты в такой короткий срок (1928—1991 гг. (63 года)). Ни одна страна мира не заплатила такую высокую цену, как народы России, за ХХ век.

Результаты успешной реализации названных проектов мы «эксплуатируем» до настоящего времени, спустя 30 лет после развала Советского Союза.
Вовлечение населения страны в столь масштабные проекты было невозможно без разработки правильной мотивирующей идеологической стратегии, внедряемой через создание мифологизированных образов героев в кино, музыке, художественной литературе, газетных публикациях и искусстве.

О необходимости идеологической работы по сопровождению реализации планов развития страны задумались в период первой пятилетки 1928—1933 гг. Именно этот период в Советском Союзе был временем зарождения и формирования, выстраивания нового, идеального образа советского человека.

В первую очередь идеал советского человека начинают выстраивать посредством искусства – литературных произведений, картин и скульптур, кинофильмов. В них изображаются идеальные советские мужчины, женщины, дети: мудрые старцы, заботливые матери, великие воины, спортсмены.

На страницах газет 1930-х гг. появляются мифологизированные образы героев, воспитанных новым, самым прогрессивным на земле общественным строем, – стахановцев, бусыгинцев, летчиков, полярников, строителей новых городов в Сибири и на Дальнем Востоке.

В апреле 1934 г. Правительством СССР было установлено звание Героя Советского Союза.

Для создания мифов о новых героях использовались все возможные средства публицистики, кино и радиовещания.

Образ идеального героя-первостроителя активно эксплуатировался центральной печатью страны. В одном из номеров журнала «Огонек» 1936 г. описывают делегатов X съезда ВЛКСМ из Комсомольска как «молодых славных ребят», скромных, с «молодой хорошей улыбкой», комсомольцев и, «само собой разумеется, стахановцев», которые мечтали об участии в строительстве новых городов и заводов…

Идеализированные образы советских людей наиболее были востребованы в ситуации возведения новых, так называемых социалистических городов Дальнего Востока и Сибири. Активно осваиваемые в этот период восточные регионы страны нуждались в огромном количестве рабочей силы. Тяжелые условия работы на стройках требовали возрастающей стимуляции трудового энтузиазма людей.

Именно поэтому выстраивание мифологемы «строитель нового города – герой» стало активно использоваться наряду с другими механизмами привлечения и закрепления людей на стройках.

Газеты новых городов выбирали образцовых, с их точки зрения, людей и пропагандировали их уклад жизни, взгляды и мышление на своих страницах. В качестве примеров выбирали комсомольцев, ударников, стахановцев с кристально чистой, по советским меркам, биографией. Кроме того, все они были представителями рабочих профессий и различных национальностей Советского Союза. Активно демонстрировалось братство всех народов, входивших в состав СССР, и всесоюзное значение строительства Комсомольска-на-Амуре, Магнитогорска, Новокузнецка и других городов.

Главный идеологический посыл о трудовом подвиге и доблести советского народа активно эксплуатировался как в период индустриализации, эвакуации и разворачивания промышленности в новых промышленных районах Урала и Сибири, так и в послевоенном восстановлении и на новых стройках 1960—1970-х гг.

Изменению подвергался лишь эмоциональный окрас сюжетных и художественных линий. Это хорошо прослеживается на примере плакатов, песен и кинофильмов, где напряжение всех человеческих и производственных сил для достижения результатов пятилеток сменяется более мягкими формами агитации, показывающей не только подвиг, но и быт, дружбу, любовь, формирующих романтическое представление о стройках и путешествиях, больших задачах и трудностях, с которыми советский человек способен легко справиться.

Нельзя однозначно утверждать, что самый пик идеологической работы пришелся на 60—70-е гг. ХХ в. — время выхода максимального количества фильмов и песен о советских строителях. Наиболее вероятно, что идеологическая работа, проведенная в 1930—1940-х и 1950-х гг., не только сплотившая население страны, но и сформировавшая советский трудовой рабочий класс, к 60—70-м гг. уже представляла собой самостоятельное сложившееся явление, которое давало импульс и простор для массового творчества, хоть и подконтрольного идеологическому аппарату.

Никитин Алексей. ИДЕОЛОГИЯ. ПРОПАГАНДА. ПЛАКАТЫ СССР.


Краткий исторический обзор подготовлен Алексеем Никитиным,
старшим партнёром ГК SMART ENGINEERS

ЗАПРОСИТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ИССЛЕДОВАНИЯ

Нажимая кнопку "Отправить заявку" вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных