История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков.
В. Ключевский
Алексей Никитин,
Старший партнёр
ГК SMART ENGINEERS
Исторические исследования по такой отраслевой теме, как управление строительством, не известны широкой публике. Имеющиеся источники представляют фрагментарную информацию о различных периодах, строительных проектах и редко увязывают строительную отрасль с задачами периода. Развитие строительной отрасли на протяжении шести столетий прошло сложный, но интересный путь, совмещающий в себе очень разные задачи, которые стояли перед государством и обществом. Это был и импорт технологий, специалистов, развитие собственной инженерной и управленческой мысли, масштабные проекты, замысел и реализация которых до сих пор может удивить даже самого опытного управленца. Система управления строительством не стояла на месте, а развивалась вместе с теми задачами, которые ставились перед отраслью государством.
Старые города и их исторические центры, церкви, здания, мосты, вокзалы и дороги, промышленные центры – все то, что сейчас является предметом исторического, культурного или архитектурного достояния нашей страны создано в эти периоды.
Идея написания данного текста и обобщения собранного материала, а также попытка его интерпретации под углом проблематики управления строительством, возникла, как необходимость соединить и осмыслить опыт предыдущих поколений в этом вопросе, в контексте современного состояния строительного инжиниринга в России.
Данный текст не претендует на научность, а представляет собой собрание переработанных и переосмысленных фрагментов из материалов и статей различных источников с авторской интерпретацией, увязанной в единой логике темы и повествования.
P. S. У истории всегда есть свои правила, более того, она часто повторяется. Кто знает, может быть, заинтересованный читатель и в этом тексте найдет исторические параллели.
Период становление российской государственности
В ранний период становления российской государственности и последующий – феодальной раздробленности формировался прообраз системы строительства, основные задачи которого диктовали текущие обстоятельства. Это, в первую очередь, обустройство и защита жизненного пространства и торговых путей, строительство храмов и церквей, восстановительная функция после пожаров и набегов. Строители – в основном ремесленники, зодчие, передающие свой опыт из поколения в поколение, то есть частнопрактикующие специалисты без какой-либо системы подготовки. Строительство осуществлялось или на частные деньги, или на сборы и налоги, аккумулируемые Князем. Гражданские строения – деревянные дома, хозяйственные постройки, мастерские. Городские строения – деревянные ограды, башни, укрепления, церкви, мосты. Неудивительно, что для реализации проектов строительства из камня зачастую приглашали иностранных мастеров. В XIII и XIV веках, на излете татаро-монгольского ига, а также укрепления государственности, стало появляться все больше и больше каменных строений, и, соответственно, профильных компетенций в строительстве из камня.
Все меняется в период начала активного создания московского государства, как с точки зрения задач, так и технологий и формирования системы строительства. Важным становится не только восстановление городов, но и экспансия, создание системы коммуникаций, строительство символов новой государственности. Из активно использующихся материалов фокус смещается в сторону камня, кирпича, усложняются деревянные конструкции. Строительство финансирует преимущественно частный заказчик. Зажиточные владельцы дворов предоставляют на проведение градостроительных работ людей, деньги, лошадей и другое необходимое имущество. Сборы на реконструкцию становятся формой единого налога для всего населения города. Проводятся и первые тендеры в виде торгов, появляются первые подрядные договоры заказчика с мастером. Основной проектный документ того времени — сметная роспись. В строительстве начинают активно использовать чертежи. Кроме того, появляются упоминания о прототипе строительного контроля — мастерах для осмотра и «снятия меры», определения объема работ, количества рабочей силы и формирования сметной росписи.
В конце XVI века создается Приказ каменных дел — орган руководства строителями и зодчими, регламентирующий производство материалов и работ.
Период становления и развития Российской империи
Новый период в развитии российского государства и формирования Империи, возрастающие амбиции, безусловно, не могли не сказаться на задачах, которые власть ставила перед строителями, – тотальная модернизация всех сторон общественной жизни, и, в первую очередь, военного и промышленного секторов. Метод модернизации – импорт необходимых ресурсов, технологий и компетенций. Задачи периода выражались в расширении Империи, усовершенствовании существующих и строительстве новых городов, системы коммуникаций, создании новой военной и социальной инфраструктуры, производстве новых видов вооружений, ускоренном промышленном развитии, формировании собственной системы обучения.
И, если первая половина XVII века характеризуется петровской модернизацией, взрывным ростом строительства, формированием системы, где цель оправдывает средства, то в период правления Екатерины II появился курс на рационализацию государственного управления, административные реформы, и, таким образом, отладку тех форм и механизмов работы, которые формировались в петровскую эпоху.
«Россия петровского времени представляла собой, по словам В.О. Ключевского, «единый завод». В 1725 году в России насчитывалось уже свыше восьмисот промышленных предприятий, причем 43 % из общего числа было основано на казенные средства. Большинство из них составляли предприятия, созданные для снабжения армии и флота – металлургические, металлообрабатывающие, канатные и пивоваренные заводы, суконные фабрики (
источник)».
В области промышленного строительства шло активное формирование промышленных центров. «В начале XVIII века на Урале сложились основные принципы «города-завода» на базе металлургии. При этом производственное ядро было их архитектурно-планировочным центром: Невьянский (1699 г.), Алапаевский (1702 г.), Екатеринбургский (1723 г.), Нижнетагильский (1725 г.) (
источник)».
В ответ на запросы эпохи в строительном направлении шло активное создание систем управления и законодательства:
- Канцелярия городового строения — первая форма контролирующего органа в области архитектуры и строительства;
- 1706 год — Канцелярия городовых дел (с 1723 года Канцелярия от строения);
- 1714, 1718 годы — Главная полицмейстерская канцелярия – орган городского управления, в ведении которого было городское строительство и благоустройство. Полицейские требовали соблюдать красные линии при застройке улиц, оставлять удобные проезды, соблюдать пожарную безопасность при возведении и дальнейшей эксплуатации зданий. Во времена правления императрицы Елизаветы Петровны функции Главной полицмейстерской канцелярии изменились, и учреждение стало главной полицейской организацией Российской империи. Полицмейстерская канцелярия стала прообразом Министерства внутренних дел;
- 1722 год — Московская сенатская контора;
- 1737 год — Комиссия о Санкт-Петербургском строении.
Первый строительный кодекс был составлен и издан выдающимся архитектором петровского времени П.М. Еропкиным в 1737 году и получил название «Должность архитектурной экспедиции». Это было первое теоретическое сочинение по русской архитектуре. Свод включал как обязательные правила для практического строительства, так и теоретические установки, характерные для того времени. Он развивал идеи регулярности в архитектуре, предусматривал обязательное предварительное утверждение проектов и координирование всего строительства органом управления – «Архитектурной экспедицией» (
источник)».
Вопросами кадровой подготовки занималась Канцелярия городовых дел. В ее задачи входило обучение мастеров строительного дела, которое велось по средневековой системе «ученик — подмастерье — мастер». Активно использовалась практика отправки учеников для обучения за рубеж. Впоследствии была открыта Московская инженерная школа, готовившая мастеров и техников строительной специальности.
Активное распространение получила форма контрактного строительства. «Главным организатором работ в условиях частного строительства являлся каменных дел подрядчик, с которым заказчик заключал контракт. Подрядчик занимался, в полном объеме или частично, подбором и наймом строителей разных специальностей и профессионального уровня, подсобных работников, а также изготовлением, закупкой и поставкой на место стройматериалов, осуществляя общую координацию организационного процесса. Заключив главный или генеральный договор с заказчиком, такой подрядчик концентрировал в своих руках субподряды и договоры найма, сводя, таким образом, участие заказчика в строительном процессе к минимуму (
источник)».
Договор подряда как юридический документ начал действовать с XVIII века. В этот период заказчиками являлись государство или его органы, а также крупные частные или смешанные компании. При нарушении обязательств применялись уголовно-правовые и административные санкции.
Одно из важных принципов гражданского строительства – максимальная типизация застройки и приведения в порядок центров городов. Наиболее яркие примеры – Санкт-Петербург, Москва, Ярославль, Тверь, Кострома, Севастополь, Одесса, Краснодар и многие другие.
Период развития и эволюции государственной власти и технологическая модернизация
XIX век в истории России неразрывно связан с началом трансформационных процессов в обществе и изменением сложившихся за предыдущие столетия укладов жизни сословий. Данные процессы происходили не только под влиянием геополитических угроз, но и начавшейся в западных странах первой промышленной революции, что, безусловно, отражалось и на организации функционирования всех сфер жизнедеятельности общества.
В условиях ускорения технологического развития, появления новых принципов функционирования фабрик на основе парового двигателя и, как следствие, новых видов промышленной продукции, Российской империи с ее вековыми традициями крепостничества и относительно неразвитым частным промышленным сектором нужно было встраиваться в существующие мировые тренды.
Первая половина XIX века, эпоха правления Александра I и Николая I , с точки зрения строительства, в основном характеризуется возведением крепостей и других военных сооружений, восстановительным и инфраструктурным строительством в части водных каналов, портовых сооружений, массовым дорожным строительством (гужевые дороги), прокладкой телеграфных линий. Строительство хоть и отвечало вызовам времени и необходимости преобразований, но было в большей степени сконцентрировано на обеспечении безопасности и мобильности и в меньшей — на промышленном строительстве фабрик, выпускающих продукцию гражданского назначения.
Из крупных промышленных строек можно выделить:
- Новый Арсенал в Санкт-Петербурге;
- Лазаревское адмиралтейство;
- Механическая мастерская Московского ремесленного учебного заведения;
- Реконструкция машиностроительного завода Чарльза Берда в Санкт-Петербурге.
Отдельно стоит упомянуть о строительстве в 1849 году акционерным обществом волжских предпринимателей Сормовской машинной фабрики, ставшей одним из крупнейших в мире машиностроительных заводов универсального профиля, выпускающим не только пароходы, буксиры, но и паровозы, вагоны, котлы, трамваи, железнодорожные мостовые сооружения.
Из проектов развития технического образования можно выделить основание таких учебных заведений, как:
- Санкт-Петербургский практический технологический институт;
- Московское ремесленное учебное заведение — ныне Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана.
Система управления строительством реализовывалась через Министра внутренних дел, на ведомство которого возлагалось управление строительством. Крупнейшие образовательные технические учреждения — Московская и Санкт-Петербургская школы архитектурного образования, Академия художеств.
Основные применяемые материалы: железо для мостостроения, железобетон, цемент, металлические конструкции, древесина, глиняный кирпич, естественный камень, песок, известь и гипс, гидравлический цемент, мягкий известняк, стекло.
С 1835 года предмет договора подряда определялся как постройка, починка, переделка зданий, поставка материалов, припасов, вещей, перевозка вещей и людей.
Первым специализированным высшим учебным заведением по подготовке кадров для строительства инженерных сооружений стало Училище гражданских инженеров, основанное в 1832 году в Петербурге, с 1882 года — Институт гражданских инженеров.
Вторая половина XIX века — промышленная модернизация и развитие строительства
Вторая половина XIX века прошла под флагом коренных изменений сложившихся укладов: отмена крепостного права, реформирование основных институтов общественной жизни, появление и развитие предпринимательства, образование для широких слоев населения. В 60—70-е годы XIX века благодаря запущенным реформам Россия начала преобразовываться из страны аграрной в аграрно-индустриальную.
При сотрудничестве С. Ю. Витте и В. И. Ковалевского (директор департамента торговли и мануфактур Министерства финансов) была разработана широкомасштабная программа торгово-промышленного развития России на длительный период. Программа предусматривала необходимость обеспечения благоприятных условий для развития промышленности в стране, а также введения внешних защитных мер с помощью использования тарифной политики в области как таможенных платежей, так и железнодорожных тарифов, а также заключения торговых договоров. Программа утверждала ведущую роль правительства в развитии промышленности и торговли, передачу функции по управлению промышленным развитием Министерству торговли и промышленности. Были заложены принципы проектного управления в деятельности Комитета Сибирской железной дороги, который, как отмечает С. К. Канн, «больше 10 лет определял правительственную политику по освоению и развитию Сибири и Дальнего Востока», а его «постановление и даже мнение моментально приобретало обязательную силу для всех остальных государственных учреждений» (источник: Канн С. К. Комитет Сибирской железной дороги во главе работ по изучению Сибири в конце XIX – начале XX века).
Процесс строительства получил дальнейшую регламентацию на земском уровне. Так, разрешение на строительство выдавалось Городской управой. Управление гражданским строительством в стране было передано МВД. Строительством общественных зданий стали заниматься земства.
Развивается техническое регулирование с появлением нормативного справочника на строительные работы — Урочного реестра.
Реестр содержал Положение о количество материалов, какое назначать должно при составлении смет на постройку домов, а также вводил нормирование труда строителей.
Ключевой центр всех строительных компетенций и инженерной мысли того времени — Главное управление путей сообщений и публичных зданий, которое ведало строительством, проектированием, подготовкой кадров и обеспечением рабочей силы.
Бурный рост предпринимательской активности, выраженный не только в развитии торговли, но и появлении новых предприятий и зданий, повлек за собой увеличение спроса на профессиональное промышленное и гражданское строительство.
В 1861 году в Российской империи насчитывалось 128 акционерных обществ с капиталом в 256 миллионов рублей, более двух сотен механических и литейных заводов с несколькими десятками тысяч рабочих, то за 1861—1873 годы было учреждено 357 акционерных обществ: 53 железнодорожных общества с капиталом примерно 700 миллионов рублей, 73 банка с капиталом порядка 220 миллионов и 163 промышленных общества с капиталом в 130 миллионов рублей, а к 1900 году акционерно-паевых предпринимательских структур насчитывалось около 1300 (источник)».
Управление строительством осуществлялось на основе изданного в 1857 году Строительного устава — составной части Свода законов Российской империи, снабженного в период 1878—1879 годов дополнениями и разъяснениями. В Строительном уставе был собран и обобщен опыт строительства в России, установлены формы взаимоотношений между лицами и организациями, ведущими строительство, содержались некоторые технические условия на производство и приемку строительных работ.
Ключевое направление строительства — устройство железнодорожных путей и всей прилегающей инфраструктуры. В 1857 году была создана специальная строительная компания — Главное общество постройки железных дорог в России. В схемах финансирования преобладали государственные инвестиции, однако присутствовала немалая доля частных, в том числе иностранных.
В 1882 году была утверждена программа строительства стратегической сети железных дорог, создавались проекты строительства всех участков Сибирского железнодорожного пути.
В 1893—1894 годах петербуржские архитекторы разработали проекты вокзалов, которые должны были быть построены в крупных городах на пути следования Сибирской железной дорог.
В 1880 год — строительство Закавказской дороги, построена Закаспийская линия, далее проложенная до Ташкента.
В 1891 году началось строительство Транссибирской магистрали. В 1896 году — Забайкальской дороги. Кругобайкальская железная дорога была построена в период с 1900 по 1905 год, Китайско-Восточная железная дорога была завершена в 1903 году. В 1905 году от Санкт-Петербурга до Владивостока уже начали ходить поезда, а в 1908 году началось строительство Амурской железной дороги, завершившееся в 1916 году.
Одним из факторов промышленного развития Российской империи стал и иностранный капитал. Основные сферы инвестиций — добыча полезных ископаемых, машиностроение, металлургия, химия, текстильная промышленность, торговля и банковский сектор. В некоторых отраслях доля иностранного капитала доходила до 70 %. Помимо иностранного капитала, активно переезжали в Россию иностранные инженеры и высококвалифицированные рабочие. Инвестиции вкладывались не только в новые предприятия, но и в модернизацию уже работающих, что способствовало повышению технологического уровня и конкурентоспособности продукции. Помимо тяжелых отраслей промышленности, иностранные инвестиции устремлялись в сферы пассажиро- и грузоперевозок, коммунального хозяйства, строительства и реконструкции объектов. Сторонники промышленного развития России (С.Ю. Витте, Д.И. Менделеев) считали иностранный капитал важным фактором роста производительных сил страны (
источник)».
Интересны схемы организации процесса строительства промышленных объектов, где общестроительные работы проводились в основном за счет недорогой рабочей силы бывших крестьян, при этом проектирование технологических процессов, поставка, монтаж, пуско-наладка осуществлялась иностранными компаниями с иностранным оборудованием, кроме того, которое уже производилось в России.
Наиболее знаковые промышленные проекты, построенные во второй половине XIX века:
- Металлургический завод Новороссийского акционерного общества в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии;
- Коломенский механический завод;
- Путиловский завод (реконструкция и техническое перевооружение);
- Сормовский завод (реконструкция);
- Реконструкция Императорского тульского оружейного завода;
- Днепровский металлургический завод;
- Александровский Южно-Российский завод Брянского акционерного общества;
- Развитие Бакинского нефтяного района;
- Металлургический завод «Русский Провиданс» в Мариуполе;
- Надеждинский металлургический завод;
- Таганрогский металлургический завод;
- Завод Донецко-Юрьевского металлургического общества в Алчевске;
- Уральско-Волжский металлургический завод, близ Царицына;
- Московский металлический завод;
- Волжский стальной завод;
- Ашинский металлургический завод;
- Техническое перевооружение Обуховского сталелитейного завода в Санкт-Петербурге;
- Невский судостроительный и механический завод (реконструкция);
- Судостроительный и механический завод в Николаеве (завод «Наваль»);
- Луганский казенный патронный завод;
- Паровозостроительный завод Русского общества машиностроительных заводов Гартмана в Луганске;
- Русско-Балтийский вагонный завод (реконструкция).
Строительная наука развивалась в духе времени, не в научно-исследовательских организациях, как позже в СССР, а на кафедрах высших учебных заведений или в частных проектных фирмах.
В начале XX века появилась специализация в подготовке инженеров строительного профиля, и с 1905 года высшие учебные заведения стали выпускать инженеров-архитекторов, инженеров санитарной техники и дорожников.
В 1902 году в Москве академик И.А. Фомин организовал первые женские строительные курсы, а в 1905 году профессор Н.В. Марковников открыл женские техническо-строительные курсы. В 1909 году эти курсы объединились и в 1916 году были преобразованы в Женский политехнический институт с архитектурными и инженерно-строительными отделениями.
В 1907 году в Петербургском политехническом институте открылось инженерно-строительное отделение (с гидротехническим и сухопутно-дорожным под-отделениями).
В 1907 году в Московском высшем техническом училище было введено преподавание курса архитектуры (проектирование, конструирование и строительство зданий и инженерных сооружений).
В период максимального расцвета русского капитализма (конец XIX — начало XX века), строительная сфера обретала черты отрасли со своими крупными игроками, ассоциациями, системой подрядов, техническим регулированием и образованием.
В области организации строительства разрабатывались и внедрялись такие приемы, как:
- совмещение строительных процессов;
- сокращение технологических разрывов;
- рациональная организация труда.
При этом можно выделить три вида подряда:
- «гуртом» — выполнялся одной фирмой;
- «раздробленный» — заключались два договора (на поставку материалов и на производство работ);
- «хозяйственный» — заготовка материалов, монтажного оборудования и наем рабочих строителей осуществлял сам заказчик
Крупные подрядчики, получавшие с торгов подряды, перераспределяли их на более мелкие компании, которые пользовались привлечением дешевой рабочей силы из крестьян.
В области технического регулирования применения современных материалов (бетон, железобетон) работа строилась по догоняющему принципу. Только в 1908 году утверждены первые Технические условия для железобетонных сооружений. В 1911 году — Технические условия с приложенными к ним Нормами для расчета прочности железобетонных сооружений. С 1912—1913 годов в строительных институтах была введена самостоятельная дисциплина «Железобетонные конструкции». До этого лишь в некоторых институтах велось преподавание курса строительства железобетонных мостов и их проектирования.
Не смотря на высокие темпы строительства, строительная отрасль по своему развитию отставала от западных стран, где было широко развито использование специальных машин и оборудования при проведении строительно-монтажных работ. В отечественной практике зачастую не хватало производства строительных материалов, а сезонность работ приводила к долгим срокам строительства.
Количество рабочих-строителей к концу XIX века находилось в пределах не менее 1 млн человек, а к 1911 году насчитывалось уже свыше 2,5 млн. Крайне дешевая рабочая сила не способствовала повышению технического уровня строительства, механизации, использованию машин и механизмов. Практически все необходимое строительное оборудование импортировалось из-за рубежа, уровень механизации работ не превышал 3%.
Промышленность строительных материалов была также фрагментарна и не обеспечивала собственные потребности в современных для того времени отделочных материалах: стекле, краске, керамике. Производство строительных материалов базировалось в основном на мелких полукустарных предприятиях сезонного типа, где преобладал тяжелый ручной труд. Стальные конструкции для железнодорожных мостов изготавливались в России (Путиловский, Сормовский, Александровский заводы), а вот для строительства промышленных цехов часто импортировались.
Дорожное машиностроение фактически не существовало, кроме небольших партий экскаваторов и устройств для забивки свай. В 1913 году имелось всего около 100 экскаваторов, а в 1917 году – примерно 200 (в основном зарубежных марок).
С точки зрения современного девелопмента, интересны дореволюционные проекты создания Северного домостроительного общества (С. Мамонтов) и Московского торгово-строительного акционерного общества (Я. Рекк, И. Зейферт). Создание и расцвет компаний пришелся на период с 1898 по 1914 год. Основная цель — массово возводить «под ключ» и продавать дорогое жилье в Москве в набирающем популярность в Европе «новом стиле» (модерн в то время еще не получил своего названия), который, по замыслу, мог привлечь передовых состоятельных покупателей, следящих за европейской модой.
Наиболее крупные промышленные проекты:
- Центральная электрическая станция «Общества электрического освещения 1886 г.» в Москве (Раушская электростанция);
- Центральная электрическая станция «Общества электрического освещения 1886 г.» в Санкт-Петербурге;
- Электростанция на ул. Торговой «Общества электрического освещения 1886 г.» в Лодзи;
- Электростанция «Белый город» общества «Электрическая сила» в Баку;
- Электростанция «Электропередача» в Богородском уезде Московской губернии;
- Завод «Мальцовский портландцемент»;
- Ижорский завод в Санкт-Петербурге (техническое перевооружение);
- Завод Никополь-Мариупольского общества в Мариуполе;
- Лысвенский металлургический завод (техническое перевооружение);
- Заводы Краматорского металлургического общества;
- Путиловская верфь;
- Русско-Балтийский судостроительный и механический завод в Ревеле;
- Судостроительный трест «Наваль-Руссуд» в Николаеве;
- Обуховский сталелитейный завод (техническое перевооружение).
Завершая этот небольшой исторический обзор, следует отметить, что строительная отрасль на протяжении всех рассмотренных исторических периодов всегда шла в ногу со временем и с задачами, которые ставила власть, будь то оборонительная, восстановительная функция, освоение и строительство новых промышленных предприятий, инфраструктуры и городов. Наши предки не стеснялись брать лучший опыт, импортировали технологии, материалы и знания, но всегда старались адаптировать их под отечественные реалии. Строительная отрасль всегда была на острие вызовов модернизации и с успехом справлялась с поставленными задачами, компенсируя недостаточную механизацию процессов людским ресурсом, образованием и желанием обустроить свою страну. Начало ХХ века ознаменовалось коренной сменой не только эпохи, но и всей модели государственного устройства нашей страны, новыми геополитическими вызовами, необходимостью ускоренной догоняющей модернизации и превращения России в индустриальную державу. Несмотря на радикальные изменения государственного, политического и экономического курсов, основа (промышленная, инфраструктурная и инженерная) для предстоящего советского «рывка вперед» была заложена именно в рассматриваемый период.
Исторический обзор подготовлен Алексеем Никитиным,
Старшим партнёром ГК SMART ENGINEERS