Такое погружение было необходимо для лучшего понимания действительности, в которой работают отечественные технические заказчики. Объективное понимание узких мест и возможных точек роста в сфере профессионального управления строительством поможет данным участникам инвестиционно-строительных проектов развить и усилить свои компетенции, а также совместно разработать и внедрить необходимые решения для стабильного развития института технического заказчика и строительной отрасли в целом. Это, в свою очередь, позволит повысить доверие рынка к институту технического заказчика в России и снизить количество проблемных объектов.
<…>
БЛОК 2. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАКАЗЧИКА С КЛИЕНТАМИ
2.1. Проблемы, с которыми сталкивается технический заказчик при работе с заказчиком (инвестором)
<…>
По оценкам экспертов, этап строительства (Диаграмма 4) аккумулирует в себе наибольшее количество проблемных зон, так как инвесторы далеко не всегда понимают важность привлечения техзаказчика на более ранней стадии развития проекта.
На предпроектной подготовке привлечение техзаказчика практически отсутствует, на стадии проектирования встречается пока редко. Чаще всего на ранних этапах развития ИСП взаимодействие инвестора с техническим заказчиком начинается только в случае наступления реальной проблемы. Предпосылками, например, могут послужить плохая предпроектная проработка, сложности со сбором ТУ и ИРД, некорректная оценка предварительного бюджета строительства, проблемы с ПСД, низким уровнем квалификации отобранных подрядчиков и т. д .
<…>
2.3. Риски и проблемы, которые чаще всего являются определяющими факторами для обращения инвестора/заказчика к техническому заказчику
При ответе на вопрос о рисках и проблемах (реализованных и потенциальных), которые чаще всего являются определяющими факторами для обращения инвестора/заказчика к техзаказчику на этапе предпроектной проработки, эксперты обозначили следующие (Диаграмма 6):
• многочисленные вопросы, связанные с получением согласований (например, смена назначения земельного участка, сбор предварительных ТУ и получение ИРД и т. д.) — 71 % ответов;
• желание сэкономить на данном этапе и обойтись собственными силами — 55 %;
• отсутствие должного уровня проработки на данном этапе — 49 %.
Респонденты также отмечают предшествующий негативный опыт: неучтенные риски, ошибки в планировании, сложности организации процесса взаимодействия с ресурсоснабжающими организациями в силу отсутствия понятных дорожных карт и т. д.
<…>
2.4. Часть функционала техзаказчика, которую, по мнению экспертов, заказчик часто решает выполнять самостоятельно на этапе предпроектных работ
При ответе на вопрос о функционале техзаказчика, который заказчик/инвестор часто решает взять на себя (выполнять самостоятельно) на этапе предпроектной проработки, эксперты выделили прежде всего тендерные процедуры (70 % ответов) и предпроектный анализ (43 % ответов) (Диаграмма 9).
Респонденты в качестве примеров приводили предпроектную проработку, технический Due Diligence земельного участка, оценку возможностей реализации проекта, разработку концепции проекта и ТЭО проекта и др.
<…>
БЛОК 4. ПРОФИЛЬ УЧАСТНИКОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
<…>
Деятельность технических заказчиков в России характеризуется низким уровнем использования современных цифровых решений. Например, ТИМ-технологии не применяет 17 % компаний, а вообще не использует никакие цифровые технологии — каждая третья компания (таблица 6).
Более того, проблема слабой цифровизации характерна для всей строительной отрасли и уже несколько лет обсуждается российским экспертным сообществом. Однако текущие реалии создают все предпосылки для расширения набора используемых цифровых инструментов, в том числе инновационных отечественных разработок, позволяющих расширять собственные цифровые компетенции и управлять строительством на более качественном уровне.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
<…>
8. В настоящее время большинство инвесторов/заказчиков находятся в относительном информационном вакууме. Открытой и доступной информации о деятельности технических заказчиков недостаточно или ее просто нет, в частности, отсутствуют:
— реестр компаний, которые профессионально управляют строительством;
— профессиональные объединения в области выполнения функций технического заказчика;
— лицензирование деятельности техзаказчика;
— профессиональное рейтингование техзаказчиков (при этом эффективность инжиниринговых компаний можно комплексно оценивать по выручке, сроку работы компании, количеству и масштабу выполненных проектов, отсутствию судебных разбирательств, отсутствию в списках неблагонадежных поставщиков услуг, наличию положительных независимых отзывов и т. д.);
— общие регламенты и стандарты осуществления данной деятельности, в том числе стандарты оформления экспертных отчетов;
— принятая система ключевых показателей эффективности деятельности данных организаций;
— система гарантий и страхования результатов деятельности техзаказчиков;
— понятный механизм определения цены на услуги техзаказчиков, что приводит к плате за трудочасы.
Поэтому инвесторы чаще всего пытаются строить сами, не имея компетенций по профессиональному отбору, управлению и развитию инженерных ресурсов, управлению строительными рисками и т. д., что влечет за собой целую цепочку известных проблем на стройке.
Таким образом, рынок услуг технического заказчика, имеющий значительный потенциал роста, системно не развивается.